Дюнкерк рецензия на фильм Кристофера Нолана. Лучшие фильмы 2017 года. Обзор номинантов премии «Оскар-2018». Стоит ли смотреть фильм Дюнкерк?
Двадцатого января американская киноакадемия объявит список номинантов премии «Оскар» (которая в 2018-м году станет уже 90-й в истории). На момент написания статьи до этого события еще больше месяца. Но, положа руку на сердце, уже сейчас с большой долей вероятности можно сказать, какие картины в следующем году будут бороться за главную награду кинематографического сезона. В некотором смысле «Оскар», как Олимпиада – у него есть целый ряд «предварительных заездов». Если фильм появляется в числе фаворитов Гильдии киноактеров, берет свое на «Золотом глобусе», а потом попутно еще и получает премии какого-нибудь фестиваля «Сандэнс» — можете смело записывать его в число будущих номинантов «Оскара».
Другими словами, уже сейчас (за месяц до объявления номинатов) можно точно сказать, что в числе главных соискателей наград будет фантастическая мелодрама «Форма Воды» от Гильермо Дель Торро, «голубая» лента «Назови меня своим именем», криминальная драма «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», «Секретное досье» Стивена Спилберга и в довесок ко всему еще и российская картина «Нелюбовь» (которая наверняка поборется за звание лучшего фильма среди не-англоязычных лент). В числе главных фаворитов премии «Оскар» будет и военная драма «Дюнкерк», которую уже сегодня называют лучшим фильмом в карьере Кристофера Нолана. Я посмотрел ее буквально пару дней назад и именно с неё хотел бы начать обзор главных фаворитов новой кинопремии «Оскар». Стоит ли смотреть этот фильм? Почему все так писком пищат от этой ленты? И насколько она произвела впечатление лично на меня?
Я знаю, что статьи про кино на моем блоге всегда собирают самое минимальное количество прочтений. Но мне все равно нравится их писать. Поэтому сегодня вновь – «Не о путешествиях». Простите.
Жизнь в путешествии. Что такое travel-блог, и что представляет собою работа блогером?
«Дюнкерк». Немного о сюжете.
Картина «Дюнкерк» рассказывает о реальной военной операции времен Второй Мировой войны, которая имела место в мае-июне 1940 года. 338 000 британских, французских и бельгийских солдат попали в окружение на пляжах северной Франции. Английские берега уже видны на горизонте, но добраться до них в условиях постоянных атак немецкой авиации – сродни чуду. С каждым часом тиски соперника сжимаются все сильнее. Подмога из Англии, которая в этот момент сама активно готовится к обороне, приходит лишь в ограниченном объеме. Несколько кораблей, несколько самолетов прикрытия – вот и все на что можно рассчитывать сотням тысяч солдат, оказавшимся между немецким огнем и французским морем. Понимая ужас сложившейся ситуации, британское правительство из всей многотысячной армии рассчитывает спасти только 30-40 тысяч человек. Всем остальным суждено так навсегда и остаться в песке на холодных берегах Франции. «Выжить – значит победить»… Выжить в ситуации, в которой, кажется, шансов на спасение практически нету.
Фильм Кристофера Нолана – это лента, показанная глазами сразу нескольких разных героев. Молодого солдата, любой ценой пытающегося выжить; британского летчика, до последней капли горючего прикрывающего отступление союзных войск; английского офицера, руководящего операцией с берега; и капитана крошечной гражданской лодки, идущего на помощь попавшим в окружение солдатам.
У каждого из них своя история, своя мотивация и свой собственный шанс на подвиг. Кроме того, каждому из них в фильме отведено разное время. И это, на мой взгляд, один из самых эффектных и в то же время непонятных шагов режиссера. Лично я, например, до самого конца фильма так и не понял, что у всех сюжетных линий картины (которые на экране кажутся практически идентичными) в реальности совершенно разный хронометраж. Час в воздухе, день на море, неделя на суше (об этом говорят в самом начале картины, но готов поспорить, вы тоже, как и я, не сразу обратите на это внимание). Такой необычный режиссерский шаг позволяет создателям ленты показать, как по-разному бежит время для разных героев этой истории. Хотя, на мой взгляд, объяснить этот момент можно было бы как-то немного понятнее.
Город с поехавшей башней. Достопримечательности Пизы и мои впечатления от поездки в это место.
Что мне понравилось в этом фильме?
— Крутая атмосфера. Музыка, операторская работа, звуковой монтаж… В этой картине все на высшем уровне. Кристофер Нолан продолжает показывать класс одного из самых кассовых режиссеров в истории современного Голливуда. В этом плане картина практически идеальна.
— Минимум пафоса. Это не российское военное кино, поэтому не ждите, что герои «Дюнкерка» будут умирать, произнося попутно какие-то высокопарные фразы. Здесь все максимально реалистично. Герои фильма Нолана вообще очень много молчат. За них в большей мере говорят их поступки (которые, как и у обычных людей, далеко не всегда остаются честными и правильными). Еще мне понравилось отсутствие в фильме какого-то откровенного агитационно-политического подтекста (грубо говоря, создатели фильма не пытаются показать, что это именно англичане выиграли войну или внесли судьбоносный вклад в ее течение). «Они будут в нас плевать, когда мы вернемся», — говорит один из героев картины, садясь в поезд, который должен привезти выживших солдат обратно в Лондон. И эта фраза очень тонко и ясно передает всю подавленность британских солдат, сумевший пройти через пляжи Дюнкерка.
— Красочные персонажи, у каждого из которых в фильме своя короткая новелла. Британский летчик, остающийся в небе до последней капли горючего, даже зная, что из-за этого он не сможет вернуться назад; капитан гражданского судна, спасающий молодых солдат, в память о погибшем на той же войне сыне; английский военный, сумевший выбраться из Дюнкерка, чтобы волей судьбы снова вернуться туда.
Отдельной строкой я бы отметил еще отличную игру всех центральных актеров. Том Харди, спрятавшись под маской пилота, снова играет одними глазами, как в «Дороге ярости»; немногословный Марк Райлэнс вновь так же спокоен и так же хорош, как и в фильме «Шпионский мост». А серьезный и бравый Кенет Брана, недавно сыгравший (и поставивший) самого безобразного Эркюля Пуаро в истории человечества, снова похож на 5-кратного номинанта премии «Оскар».
— Тонкая философская подоплека. На что человек готов ради спасения собственной жизни? Стоит ли спасать «чужих» (даже если это союзники) или достойны ли военные спасения в принципе? Готов ли ты пожертвовать собой, ради спасения многих? По сути, вся внутренняя подоплека фильма строится на этих краеугольных вопросах. В фильме есть своя собственная пульсирующая жилка и какая-то реалистичная глубина. И это, наверное, самое главное достоинство картины Кристофера Нолана.
На той стороне дождя. Достопримечательности Варшавы и все что стоит знать о польской столице.
Что мне НЕ понравилось в этом фильме?
Сказать по правде, когда я только начинал смотреть «Дюнкерк» я уже знал, что эта картина получила «10 из 10» от целого ряда авторитетных изданий. Я ждал шедевр. И именно эти завышенные ожидания в итоге и подпортили мне восприятие этого фильма. «Дюнкерк» безусловно хорош, но шедевр в нем я все-таки решительно не увидел. Местами действие развивается очень вяло. Герои прячутся под мостом, спешно едят бутерброды с джемом, тонут, кричат, разговаривают, лазят по каким-то заброшенным баркасам, зарывают друг друга в песке – на все эти мелкие события уходит очень серьезная часть фильма. Плюс временами я просто терял нить повествования и реально не понимал, что происходит на экране. Что это за мужик сидит на тонущем в воде самолете? Это наши или нет? Кто стреляет по этому ржавому баркасу, и почему они вообще в нем сидят? С точки зрения режиссуры картина построена довольно сложно, поэтому и воспринимать ее иногда тяжело. Про концепцию времени, которое течет по-разному в воздухе, на воде и на суше, я уже писал выше. Это интересный ход, но в некотором роде он только запутывает зрителя. Как и то, что одно и то же событие иногда может быть показано глазами двух разных героев. Как итог – все очень круто, интересно, необычно, но в то же время довольно путано и непонятно. Чистый — Дэвид Линч.
Плюс мне еще откровенно не понравилась развязка с подошедшими к берегу гражданскими судами. Она (развязка) включается в фильме настолько неожиданно, что я как-то сразу подумал: «И это все»? Никому не навязываю свое мнение, но как мне показалось, какой-то яркой и жирной точки в этом фильме попросту нет. Британские солдаты не победили, они просто спаслись. Я знал это перед началом фильма. Но все равно ждал в конце какого-то кинематографического катарсиса, которого, как я уже писал, в этой ленте я все-таки не увидел.
Место под соснами: большой рассказ про национальный парк Нууксио.
Мои оценки
«Дюнкерк» — очень годное, крутое, но все же неидеальное кино. В прошлом году, при просмотре другой военно-исторической драмы «По соображениям совести» (которая тоже была номинирована на Оскар) я несколько раз чуть не расплакался, как девчонка. А тут – кино и кино. Я понимаю, что Кристофер Нолан молодец. И повторю сотый раз: в целом его работа мне очень даже понравилась. Но за душу она меня не взяла. Поэтому I’m sorry. Я поставлю фильму 8 из 10. Даже при просмотре пустой и одноразовой комедии «Тор. Рагнарёк» я получил значительно большее удовольствие. Можете начинать писать, что я ничего не смыслю в киноискусстве. Ах да... И лучший фильм Кристофера Нолана — это все же «Начало».
Что посмотреть во Флоренции и чем заняться в главном городе Тосканы.
Оценки западных критиков
Картина Кристофера Нолана «Дюнкерк» получила довольно средние оценки от зрителей (7,4 Кинопоиск, 7,6 IVI.RU, 6,8 Киномакс), но в то же время вызвала полный восторг среди ведущих мировых кинокритиков. Многие издания и интернет-порталы назвали картину безусловным шедевром и лучшей работой в карьере Кристофера Нолана. Критики New York Times, Entertainment Weekly, Associated Press, Esquire, Hollywood Reporter и целого ряда других видных изданий назвали ленту Нолана в числе трех лучших фильмов 2017 года. А журнал Rolling Stone и вовсе охарактеризовал эту картину, как «возможно лучшую военную драму в истории кино».
Остров пикников: рассказ о нашем путешествии к крепости Суоменлинна (Свеаборг).
В мировом прокате картина «Дюнкерк» собрала кассу в 525 миллионов долларов, что позволило ей более чем в пять раз окупить затраты на свое создание. На момент написания статьи «Дюнкерк» выдвинут в трех номинациях на премию «Золотой Глобус» (включая номинацию на лучший драматический фильм года). С большой долей вероятности проект Кристофера Нолана не обойдут своим вниманием и организаторы «Оскара».
Город в белом и золотом. Главные достопримечательности Вены.