Я начал смотреть этот фильм в автобусе компании Люкс Экспресс, возвращаясь домой из долгого путешествия по Словакии и Австрии. Потом я досматривал его в варшавском Макдональдсе, а потом еще в одном автобусе – который вез меня из Варшавы в Белосток. Конечно, смотреть фильмы отрывками – не самое лучшее решение, которое можно придумать. В конце концов, я мог бы просто подождать и немного поздней спокойно посмотреть этот фильм дома. Но в тот момент иначе я просто не мог. Этот фильм настолько затянул меня, что мне было почти жизненно важно узнать, чем же в итоге закончится красивая история солдата, который отказывался брать в руки оружие.
Достопримечательности Братиславы: что посмотреть в столице Словакии?
Если говорить в двух словах, Мел Гибсон подарил нам просто отличное кино — ленту, которая мало в чем уступает уже ставшему классикой «Храброму сердцу». Лично я уже очень давно не видел ничего подобного. Какой этот фильм? Он героический, мужественный и проникновенный. Поэтому, даже несмотря на периодически мельчающие на экране кишки, он все равно оставляет после себя очень приятное послевкусие. В некоторых местах этой ленты я даже тихонько всплакнул (пытаясь прятать глаза от других обитателей утреннего Макдональдса у метро Свентокшиска). Наверное, об этом не стоило писать. Но мне хотелось быть с вами предельно откровенным. Я люблю такое героическое кино – кино о людях, которое сделали невозможное и хотя бы немного, но изменили привычный порядок вещей. Именно поэтому мне понравился фильм «По соображениям совести». И по той же причине мне понравилось другое оскарное кино о «маленьком героизме» — одновременно серьезная и веселая лента «Скрытые фигуры». В обоих этих фильмах героизм проявляется по-разному (да и по стилистике они очень мало в чем напоминают друг друга). Но объединяет их одно – история неординарных людей, положенная в основу сюжета. Поэтому я вам очень рекомендую посмотреть оба этих фильма.
О чем это кино?
Картина «По соображениям совести» — это военная драма, о солдате по имени Десмонд Досс, который по религиозным и личностным убеждениям отказывался брать в руки оружие. Он идет на войну в качестве добровольца (лелея мечту о работе полевым медиком), но уже в военном лагере напрочь отказывается даже просто прикоснуться к военной винтовке. Что последовало сразу за этим, я думаю, представить несложно. Сначала его пытались списать из армии как душевнобольного, потом загонять нарядами, чтобы он сам согласился уйти. Самое серьезное начинается в тот момент, когда главного героя начинают серьезно избивать сослуживцы, а начальство решает отправить его под трибунал. Но в какой-то момент вся история переворачивается просто с ног на голову. Поэтому на самом деле в ней даже сложно отыскать хотя бы один по-настоящему отрицательный персонаж. Единственным таковым с определенной натяжкой можно назвать собирательный образ японской армии. Но и японцы в этой картине не выглядят какими-то кровожадными животными – они просто солдаты, не более того. Честно говоря, я бы не рекомендовал смотреть этот фильм беременным женщинам. Но всем парням эта лента однозначно придется по душе.
Не знаю, почему, но мне особенно запомнилось, как на протяжении фильма постепенно меняется восприятие главного персонажа. Сначала это просто молодой парень с узкими плечами и широкой улыбкой. Потом – повернутый адвентист, которого реально хочется пнуть и сказать: «Да возьми ты уже эту винтовку»!!! В какой-то момент его поступки кажутся просто упрямством и гордыней. Особенно на фоне плачущей жены, которая просит его не садиться в тюрьму из-за своих принципов и просто спокойно вернуться домой… Но в какой-то момент фильма я как-то незаметно для самого себя начал понимать рядового по имени Десмонд Досс. «Наш мир стремится разорваться на части», говорит он во время военного трибунала, «что плохого в том, что я хочу его просто немножко подлатать»?
Картина «По соображениям совести» рассказывает героическую и пронзительную историю полевого санитара по имени Десмонд Досс, который за весь фильм всего один раз взял в руки винтовку, но, несмотря на это, сумел получить высшую военную награду США за проявленный героизм и мужество. Во время битвы при Окинаве он вынес с поля боя 75 человек, которых он в одиночку спускал со скалы больше суток. История, рассказанная в фильме, основана на судьбе реального солдата, который в действительности сделал даже больше, чем его экранный прототип. Такой героизм воодушевляет – и я просто не знаю, кого может оставить равнодушным этот фильм.
Цитата из фильма: «Капитан, вы должны это увидеть... Какой-то чудак всю ночь спускал вниз наших раненых... (после секундной паузы)... Даже пару японцев захватил».
Ради чего его стоит посмотреть?
Прежде всего, ради красивой истории о мужестве и героизме одного конкретно взятого человека. А также ради хорошей режиссуры, отличной игры актеров и первоклассного набора имен, которым может похвастаться эта лента. Эндрю Гарфилд превосходно играет роль улыбчивого и щупленького паренька, который неожиданно для всех оказался настоящим героем. Винс Вон и Сэм Уортингтон хороши в роли бывалых солдат, которые, ни смотря ни на что, не лишены человеческих качеств. Тереза Палмер просто очень хороша. А Хьюго Уивинг, воплотивший на экране несколько отталкивающей образ отца главного героя, достоин номинации на Оскар не меньше главного героя.
Кстати, только уже работая над написанием этой статьи, я вдруг узнал, что в картине «По соображениям совести» снимается еще какая-то звезда сериала «Дневники Вампира». Я уже давно не слежу за этим проектом. Но может быть, кто-то его узнает. Имя Натаниэль Бузолич вам о чем-то говорит?
«По соображениям совести». Режиссер — Мэл Гибсон.
Моя оценка — 9 из 10. Вдохновляющее и запоминающееся кино, которое хочется пересмотреть. На некоторых других сайтах я несколько раз читал, что в фильме некоторый перебор с христианством и религиозностью. Но лично я ничего подобного не заметил, хоть и считаю себя атеистом.
Оценка американских критиков — 6 номинаций на Оскар плюс три номинации на Золотой глобус и награда от Гильдии киноактеров. Столько же номинаций на главную премию США получили только мощная фантастическая лента «Прибытие» и довольно пространный фильм «Лев», который оставил мне после себя довольно смешанные чувства. Больше у главного фаворита этой церемонии — мюзикла «Ла-Ла-Ленд». Мои рецензии на эти фильмы вы можете почитать по соответствующим ссылкам.