С чего начать?.. С чего бы начать?.. Хм… Наверное, начну с того, что в большинстве своих путешествий я, обычно, благополучно игнорирую существование музеев. Не то что бы я их совсем не любил – просто по-настоящему толковых и интересных музеев на свете не так уж и много. По крайней мере, в процентном соотношении. Исключения из правил встречаются – мне, например, когда-то очень понравился варшавский Центр науки Коперника, а в этом году меня приятно удивил брестский «Музей Войны». Но чаще (в любых городах) попадаются все же обратные примеры. Помните мою статью про музей в Каменце – в знаменитой Белой Веже? Вот из-за таких музеев я их обычно и обхожу стороною.

Каменецкая башня: скучный музей и призраки коммунизма

Там было скучно, темно, а за мной по пятам постоянно ходили две сварливые тетки, которые всем своим видом показывали, как они мечтают о том, чтобы я (их единственный посетитель) поскорее ушел. Впрочем, ладно… К чему я все это веду? Да, к тому, что Таллиннский музей «Леннусадам» («Летная гавань») – это обратный пример — показатель того, каким должен быть хороший современный музей. Тут вам уж точно скучно не будет. Хочешь – летай на самолетном симуляторе. Хочешь, стреляй из противовоздушной пушки времен Первой мировой. А еще там есть настоящая подводная лодка. Настоящая. Подводная. Лодка. Карл! (это так – если, кто вдруг с первого раза не понял). Конечно, я не могу сказать, что в масштабах такого города как Таллинн Леннусадам – это достопримечательность №1. Конечно, нет. Но если вы задержитесь в столице Эстонии хотя бы на дня 3-4, не обходите этот музей стороной. А я сейчас постараюсь, рассказать вам о нем чуть подробней.

Итак…

Как добраться до музея Леннусадам (Летная Гавань)?

lennusadam

От Ратушной площади шагайте в сторону башни «Толстая Маргарита», а затем – дальше к берегу моря. Я бы вам еще настоятельно посоветовал перед поездкой скачать себе приложение MAPS.ME. Оно бесплатное и работает даже в оффлайне. Забил в навигаторе нужную точку – и шагай по стрелочкам. Для тех, кому интересно, Летная гавань находится в Таллине на улице Vesilennuki 6. В его сторону в городе показывают многочисленные указатели. Да и вообще: построек у моря не много. Поэтому большие покатые ангары вы, скорее всего, увидите еще издалека. Но для большего спокойствия можете использовать в качестве ориентира вот это старое советское здание.

граффити

Это таллинский Горхолл, а по совместительству бывший концертный зал, спортивная площадка и один из объектов знаменитой Олимпиады-80. В наши дни здесь летом тусуется эстонская молодежь – пьет пиво, болтает и смотрит на проплывающие по морю корабли. Зимой тут лазят только туристы и любители фотографии. Найдете Горхолл – считайте, нашли и Летную гавань. Они находятся друг от друга всего в 1 километре.

Чем заняться в Таллине, если Старый город вы уже весь обошли.

Стоимость входных билетов и другая «техническая» информация

Зимние прогулки... Недалеко от Горхолла и «Летной гавани».

Вообще, Леннусадам – это одна из составных частей Морского музея Эстонии. Другая часть экспозиции находится в башне Толстая Маргарита, но о ней, честно сказать, я читал не самые лестные отзывы. Поэтому лично мы с моим другом Миреком, который ездил в эту поездку вместе со мной, благополучно обошли эту часть музея стороной. Если кто-то был в Толстой Маргарите – напишите, пожалуйста, в комментариях понравилось ли вам там?

Кассы музея

Теперь что касается билетов… Во-первых, они довольно дорогие. А вот вторых – довольно запутанные. Одни открывают доступ в весь Морской музей (включая Толстую Маргариту), другие – только в Леннусадам, третьи – лишь к музейным кораблям, которые стоят рядом с Летной гаванью. Впрочем, смотрите сами. Принтскрин прилагается (все цены актуальный на декабрь 2016 года).

От себя добавлю лишь то, что к музейным кораблям можно спокойно пробраться бесплатно. За ними никто не следит. Ходи, где хочешь. Лазь, где хочешь. Это Европа, тут все на честном слове. Кстати, в самой Летной гавани (внутри ангаров) даже гардероб без номерков и гардеробщицы. Повесил куртку и ушел. За ними никто не следит.

Мне сначала чуть-чуть стрёмно было. Но когда мы вернулись после 5 часов шатаний по музею, моя куртка все также висела на месте.

Еще немножко полезной информации:

Официальный сайт — http://meremuuseum.ee/lennusadam/ru/

Музейные корабли

Это первое, что бросается в глаза, когда приходишь к музею со стороны моря (если вы подойдете к музею с главного входа – они будут стоять прямо за зданиями ангаров). Вы их не пропустите. По сути, они занимают собой весь причал и еще большую площадку у берега моря.

Главная звезда здесь – это старый ледокол «Суур Тыль», который считается одним из самых известных кораблей в Эстонии. Выглядит он действительно интересно. Плюс ко всему (как и везде в музее) по нему можно спокойно полазить, пофотографироваться, постоять на капитанском мостике.

Рядом с ледоколом стоит еще целая куча других кораблей. Тут их не меньше двух десятков. Я не очень разбираюсь в военной технике, поэтому свои комментарии я оставлю при себе и, пожалуй, ничего больше о них писать не буду. Просто оставлю здесь сделанные фотографии.

Как самостоятельно получить шенгенскую визу в Эстонию: подробный обзор.

Внутри музея

Несмотря на то, что Летная гавань была построена более века назад, внутри здание действительно впечатляет. Антураж и атмосфера «моря» тут были воссозданы очень тонко и очень грамотно. Дрожащая голубая подсветка, специальное покрытие на потолке и особое звуковое сопровождение создают ощущение соприкосновения с морем, как будто ты находишься под водой – в каком-то гигантском батискафе или внутри большого воздушного пузыря. Очень круто. За атмосферу, короче, музею – твердая десятка.

Что касается самой структуры «Летной гавани», то тут стоит отметить, что вся экспозиция условно поделена на три зоны – уровень воды, под водой и над водой. Последний сегмент довольно условный – его представляет подвешенный под крышей пропеллер и один единственный самолет.

А вот две остальные части наполнены очень неплохо. О них я напишу по очереди.

Страховка для Шенгена: как выбрать и не ошибиться?

Уровень воды

Вообще, начать осмотр музея можно с разных сторон. Но лично мы решили двигаться поступательно и сразу пошли на центральный уровень. Что здесь есть? Да в основном всякие лодки. Какие-то сделаны для катания по льду, другие – по  водной глади.

Рядом со многими экспонатами стоят интерактивные стенды, где можно почитать об истории этих лодок и практиках их изготовления. Еще, насколько я знаю, при помощи специальных карточек (которые заменяют тут бумажный музей) вы можете сбросить себе любую интересную информацию по электронной почте. Но когда в этом музее был лично я, их «карточная система» немножко сломалась. Поэтому никакой информации я себе на e-mail не скидывал. Хотя не могу сказать, что я хоть сколько-то об этом жалею. Все эти лодки – сплошная скукота. Можете посмотреть их очень бегло. Настоящие интересности начинаются с другой стороны моста.

Ну вот смотрите сами…

Тут и танки, и элементы противовоздушной обороны, и какие-то пушки, и разные «примочки», позволяющие почувствовать себя настоящим терминатором. Все можно крутить, вертеть, трогать. Даже если вы не большой поклонник военной техники, тут вам вряд ли будет скучно. Мой друг Мирек вообще скакал тут, как ребенок. Он любит всякие машины, поэтому ему было особенно интересно крутить всякие винты, штурвалы и системы наведения.

Мы с Крумкой тут просто фоткались.

Музей «Летной гавани» по-настоящему пробрал меня только, когда мы приблизились к подводной лодке Лембит. Дальше про нее, родимую.

Подводная лодка «Лембит»

Это, по сути, главная звезда местного музея (когда там, конечно, нет меня). Только представьте себе – настоящая подводная лодка. Как написано на стендах, еще относительно недавно она состояла на вооружении морского флота Эстонии. Хотя история с ее зачислениями и списаниями из армии была довольно путанной и неровной. Ну, вот смотрите сами. Лодка «Лембит» появилась в Таллине еще во времена первой независимости Эстонии. Собрали ее в Великобритании, но служила она преимущественно в Красной Армии СССР. В 1994-м году уже после обретения/восстановления независимости Эстонии субмарина была зачислена в ряды Эстонских ВМС в качестве корабля №1. Хотя, как я понимаю, тогда это был в большей мере символический шаг, чем реальное усиление. Уже с 1979-го года лодка превратилась в музейный экспонат. А с 2011-го она окончательно обосновалась в музее.

Впрочем, как бы там не было, лазить по этой лодке очень прикольно. Тут тесно, немножко душно, но именно в этом неудобстве и заключается ее главный шарм. Ведь морякам-подводникам во время плаваний там тоже было не особо весело. Впрочем, смотрите сами… Вот узкие кровати, на которых моряки спали по очереди.

Маленькая походная кухня.

Всякие трубки и вентили прямо над головой.

Даже не могу себе представить, каково использовать эту лодку не как музейный экспонат, а как военную машину, которая постоянно находится под толщей воды. Единственная нормальная комната – у капитана. Вот там ничего. Хотя тоже не пентхаус, конечно.

Сааремаа. Остров янтарного солнца. Большой рассказ о поездке в Курессааре.

«Под водой»

На мой взгляд, это самый интересный уровень музея. Поэтому я даже рад, что он у нас остался напоследок. Что  здесь есть такого крутого? Ну вот смотрите: интересность №1 самый старый корабль в Эстонии.

От него осталось немногое. Но выглядит он все равно симпатично. Эстонцы его очень удачно преподнесли.

Интересность №2. Пушка и интерактивный экран с летящими вертолётами.

Дети тут просто пищали от восторга. Хотя взрослые тут тоже залипали нередко. Стреляешь из такого оружия и чувствуешь себя солдатом какой-то далекой войны. Плохой спусковой крючок и большой разброс пуль по экрану показывают, насколько несовершенными были боевые машины прошлого.

Что посмотреть в Батуми: достопримечательности, которые стоит посетить в первую очередь.

Интересность №3. Самолетный симулятор.

Тут по сути, то же самое. Самолет имеет очень древнюю систему управления, поэтому справиться с ним не так уж легко. Но в этом и заключается научная ценность аттракциона. Сидя в кабине самолета, ты можешь на собственном опыте прочувствовать, что чувствовали во время полета пилоты прошлого.

Интересность №4. Стенд с военными костюмами разных времен.

Тут все очень просто, но в то же время очень весело. Надеваешь понравившуюся форму (ну или ту, что будет в наличии), задаешь необходимые параметры на экране и быстренько бежишь к большому зеленому экрану. Вжух – и ты в кадре (на фоне военных кораблей или другой винтажной техники). Потом получившиеся кадры в военной форме и на заранее выбранным фоне можно послать себе по электронной почте. У нас получилось вот это.

Пардон за мой обвисший костюм. Другого не было. А вот Миреку форма подошла отлично. Надеюсь, его военком заметит это и все-таки заберет его в армию.

Интересность №5. Аттракцион с бумажными самолетиками. Отличный пример того, как можно сделать что-то классное фактически из «ничего». По сути, тут все до предела просто, берешь бумагу, складываешь самолетик, как это показано на рисунках, ну и в конце запускаешь его.

Главная задача, чтобы он пролетел точно к цель через несколько широких отверстий. Хочу вам сказать, сделать такой идеальный самолетик крайне сложно. У меня он постоянно летел в сторону или вниз. Видимо за штурвалом был какой-то камикадзе.

Интересность № 6. Игра «Морской бой».

Все как в старом советском автомате (если вы примерно моего возраста или старше – я думаю, вы их помните). Вот тут то же самое, только увидев корабль или подлодку, вы еще должны определить, свой он или чужой, с какой скоростью он двигается и на основании всего этого произвести залп. Для этого рядышком лежит специальная книжка с параметрами кораблей.

Интересность №7. Всякие разные мелочи. Во-первых, на «подводном» ярусе есть небольшой кинотеатр, где рассказывают о строительстве кораблей и вообще об истории судоходства в Эстонии.

Во-вторых, тут есть куча самых разных кораблей, на который как я, например, вы всегда можете забраться. Плюс какие-то старые лодки с ножными приводов. Крутишь рычаг, и турбина позади подлодки начинает плавно вращаться. Хм… Надеюсь, я ничего не забыл?

Работа копирайтером в интернете: 10 советов о том, как заработать на написании статей и жить в путешествии.

Временна экспозиция

Она постоянно меняется. Поэтому конкретно этой экспозиции вы, скорее всего, уже не увидите, если когда-нибудь сами загляните в музей «Летной гавани». Что там было в декабре 2016-го? Какие-то стенды с историей викингов. Тут, в общем, все как обычно. Старинные мечи, шлемы, королевские кубки, украшения и прочие «викинговские» штучки. Представлено все было довольно живенько. Мне понравилось.

Как добраться до Таллина из Минска: несколько лучших вариантов.

Интересный факт. Кстати, вы знаете, что рога на шлемах у викингов в последнее время все чаще называют лишь плодом вымысла писателей и художников. Точнее такие шлемы, действительно существовали, но ученые склоняются к мысли, что использовались они только в ритуальных и церемониальных целях, но никак не во время боя.  Предания о «рогатых» викингах появились с подачи служителей католической церкви, так как главным источником информации о временах викингов остаются европейские церковные книги тех времен. Скандинавы часто грабили церкви, нападали на мирные поселения, находящиеся на берегу. Поэтому таких северных грабителей изображали в летописях как «чертей». По этой же причине им и стали приписывать шлемы с рогами. На самом деле в бою такие шлемы весьма непрактичны. Более того, они делают воина уязвимы для меча, а также любого иного оружия. Как выглядели боевые шлемы викингов показывает вот этот стенд.

Как найти дешевое жилье в Таллинне и отлично сэкономить на бронировании отелей и квартир.

Мой личный отзыв о музее «Леннусадам»

Если говорить по-честному, то музей «Летной гавани» в Таллине – это не лучший музей, который я видел в жизни. Первое место варшавского Центра Науки Коперника осталось незыблемым (с серьезным отрывом). Но сходить в этот таллинский музей определенно стоит. Я абсолютно уверен, он не разочарует ни взрослых, ни детей. Конечно, 14 евро довольно серьезная сумма (с нашими-то зарплатами). Но если вы задержитесь в Таллине на дня 3-4 я бы посоветовал вам все-таки ее отжалеть. В этом музее можно спокойно зависнуть на целый день. Поэтому имейте ввиду, если вдруг соберетесь в «Летную гавань», уделить посещению этого места хотя бы 3-4 часа, а еще лучше — целый день. Так сказать, ничего не планируйте на вечер. Единственное, чего я хотел после многих часов прогулки по местным экспозициям, это спать и есть. За тот день мы устали очень сильно.

В объятиях ветра: все достопримечательности Таллина в одной статье.

Путеводитель по Таллину и Эстонии. Все что нужно знать перед поездкой.