Идея этой статья навеяна двумя моими последними поездками – в Италию и Польшу – во время каждой из которых FlixBus меня конкретно подводил. Сейчас моя ненависть по отношению к этой компании немного поутихла, поэтому вероятность того, что мне все-таки удастся сделать эту статью хоть сколько-то объективной, сейчас колеблется где-то в районе 60-65%. Вообще ездить на автобусах этого немецкого перевозчика мне доводилось уже раз 8-10 (навскидку так сходу сложно подсчитать). Поэтому у меня уже была возможность составить об этой компании целостное впечатление. В общем – давайте начинать. Далее я расскажу о 3 плюсах и 6 минусах компании FlixBus, которые могу выделить я лично. Если ваше мнение расходится с моим — пишите комментарии. А я буду начинать. Итак…
3 плюса компании FlixBus
- Огромная сетка маршрутов. Ну серьезно: она просто гигантская (как мое самолюбие). В Беларуси, России и странах Прибалтики этого перевозчика нет. Но зато в странах западной и центральной Европы FlixBus ездит едва ли ни в каждую деревню. Что бы я тут ни писал, но составляя свой очередной маршрут по Европе, я всегда, так или иначе, поглядываю на сайт этой транспортной фирмы. В подтверждении своих слов прилагаю карту маршрутов немецкого перевозчика. Я думаю, какие-то комментарии тут излишни.
- Современные автобусы. По сравнению с теми маршрутками, что ездят из Гродно в Белосток, они вообще выглядят, как суперсовременные корабли пришельцев. Тут и Wi-Fi, и розетки, и туалет, и довольно удобные кресла. Из Вроцлава в Варшаву и из Мюнхена в Нюрнберг я даже как-то ехал на двухэтажных автобусах. В общем, в плане комфорта тут все ОК. Идем дальше: я думаю, мою мысль вы поняли.
- Наличие скидок и акций. Не то что бы часто, но время от времени у Фликсов случают приступы альтруизма, когда они делают 15-процентную скидку на все рейсы или, например, распродают все первые билеты на автобусы в конкретной стране по цене комплекта заколок в магазине «Все по 2 рубля» (т.е. по 0,99 евро). Сам я на такие акции никогда не попадал. Но я верю, что однажды мы встретимся (как Алешка и Софья в «Гардемаринах»).
На этом все. С преимуществами разобрались, теперь перейдем к тому, ради чего мы все тут собрались – к минусам этого немецкого перевозчика. Закатывайте рукава и готовьте помидоры. Писклявый голосок в моей мелочной душонке уже давно кричит: «Я хочу мести»!!!
Достопримечательности Вероны: ТОП-20 мест, что посмотреть в городе.
6 минусов компании FlixBus
Непостоянство. Как и моя собака Монеточка, которая все никак не может определиться со своей видовой принадлежностью, а потом вместо классического собачьего лая, выдает то «хрю», то «кря», то «мяу» — FlixBus тоже страдает раздвоениями личности, а потому очень часто меняется до неузнаваемости. Это нормально, когда вместо зелененьких автобусов «Фликсов» приезжает какая-то компания-партнер. Ну а дальше – классика жанра. В них то туалета нет, то интернета, то еще чего-нибудь…
Что касается лично меня, то со мной такие ситуации случались, как минимум трижды (при том последняя буквально полторы недели назад по пути из Варшавы во Вроцлав). Может быть, у меня просто дыры в ауре, и всем остальным с этим больше везет. Но у меня так. И это грустно.
Неуемный аппетит. Как и моя собака Монеточка, которая жрёт все подряд (от обоев до кусочков цемента), FlixBus тоже «ест» и не может остановиться. Как утверждает сайт journal.octobus.io, только за последние два года (с 2016) FlixBus поглотил таких автобусных перевозчиков, как Stagecoach, Postbus, Megabus и PolskiBus. Последние две мне, кстати, были особенно дороги. И тот и другой регулярно продавали билеты по цене в 1-2 евро, а потому с их включением в состав Империи Фли, возможности для бюджетных путешествий серьезно снизились. Я, конечно, не могу сказать, что FlixBus обладает некой монополией на автобусные перевозки в Европе. Но его доля на общем рынке (по крайней мере, на мой дилетантский взгляд) представляется очень внушительной.
Высокие цены. Фактически – это продолжение предыдущего пункта. Чем меньше крупных конкурентов, тем более серьезные цены можно устанавливать на свои услуги. Конечно, я понимаю, что представление о градации «дорого – недорого» у всех разное. И понимаю, что цены на билеты не статичны. Но цены в районе 30-40-50 евро за билет тут абсолютно обычное дело. Иногда даже авиаперелет (особенно каким-то лоукостом) может обойтись вам в два раза дешевле.
Кривые маршруты. Тут даже не буду ничего пояснять, просто скажу, что 215 километров от Нюрнберга до Карловых Вар эти автобусы преодолевают за 8 часов 45 минут (так как едут через Прагу). Нередко даже если в линейке компании есть нужный вам маршрут из точки А в точку В, покупать билет не имеет никакого смысла. Как и ехать такими зигзагами. Примеры можете поискать сами.
Любовь к березкам. Тут, конечно, многое зависит от конкретного города, но вообще для компании FlixBus – это обычное явление устраивать свои остановки не в самих автовокзалах, а на открытых площадках, где от вокзала (в традиционном понимании этого термина) только скамейка и столбик с зеленой табличкой. Ну вот смотрите, как выглядит автобусная остановка в городе Верона.
С одной стороны жилые дома, с другой стороны какая-то речушка. При этом сам вокзал Porta Nuova находился от нее в добрых 500 метрах.
Похожая картина была и в Нюрнберге, где остановка FlixBus была спрятана где-то среди офисных многоэтажек.
И в Пизе, где вместо нормального вокзала была здоровенная стоянка автобусов, столб с табличками и несколько кипарисов.
Сразу оговорюсь, возможно, я тут не прав (и в том же Нюрнберге или Пизе просто нет каких-то нормальных вокзалов, которые выглядели бы как некое полноценное здание). Подчеркну: я вполне допускаю, что эти остановки в березках – вещь вынужденная и немецкий перевозчик тут не виноват (в конце концов, и во Вроцлаве, и в Варшаве, и в Болонье, и в Мюнхене в этом плане все было нормально). Но не написать об этом я не мог. Несколько раз поиски FlixBus-овских остановок заставили меня прилично поволноваться. Я просто как-то привык к тому, что приходя на вокзал ты видишь табло с расписанием рейсов, кассы с какой-то тетей, продающей билеты (у которой если что можно все уточнить). А тут зачастую ты один в чистом поле. Минус – это или нет, решайте сами.
Частые опоздания. В начале я даже хотел пошутить, что не стоит садиться в автобус компании FlixBus, если он приехал вовремя. Скорее всего, кто-то другой просто выдает себя за него, и вас вероятно пытаются похитить. Но потом решил, что это слишком жёстко (а в начале статьи я обещал сохранять объективность). Поэтому просто напишу, что из моих собственных 8 поездок с этим автобусным оператором, он умудрился опоздать трижды. Верону я вообще ему никогда не прощу. Был вечер, я оделся красиво, но не по погоде легко, и, как порядочный джентльмен, пришел на свидание на полчаса раньше. Стою, жду… И тут мобильное приложение FlixBus-а сообщает мне, что мой автобус опоздает аж на 45-50 минут!
Как я их в тот момент ненавидел – словами не описать. В этот вечер в Вероне я чувствовал себя Халком, что рвет на себе остатки одежды и желает только одного – КРУШИТЬ!!! По сравнению с этим их 10/20-минутные опоздания в Мюнхене и Пизе выглядели, как милое баловство или дружеская шутка.
Если включать режим адвоката, то в этом моменте мне снова стоит сделать важную оговорку.
Одной из особенностей FlixBus-а являются длиннююююююююююююющие маршруты следования. Это нормально, когда их автобус (условно говоря) едет в Неаполь из Праги, собирая и высаживая пассажиров уже по пути. Любая задержка на любом участке маршрута может обеспечить серьезное опоздание где-то дальше. Поэтому с одной стороны их можно понять. С другой – автобусы FlixBus-а будут опаздывать и дальше. Будьте к этому морально готовы.
В качестве бонуса стоит написать о хамоватых или просто безразличных водителях, которые очень часто попадались мне именно в автобусах FlixBus-а. Это человеческий фактор. И такие моменты относятся к самому перевозчику только косвенно, поэтому причислять это к числу минусов я все же не стану. Просто напишу, что водитель опоздавшего автобуса Верона – Болонья после того, как все-таки приехал, потом еще курил 5 минут (и все это время не пускал пассажиров в автобус). А водитель одного из варшавских автобусов еще и прикрикнул на меня, когда я перепутал площадку для высадки пассажиров с площадкой для посадки (а потом, недовольно затягиваясь сигаретой, еще пошел тыкать пальцем в какие-то надписи на украинском). В ответ я, конечно, сообщил ему, что он MU-duck, но все равно: с пассажирами нельзя так разговаривать.
Достопримечательности Нюрнберга. 9 идей, чем заняться в городе Гитлера и Дюрера.
Выводы
Можно ли путешествовать автобусами FlixBus-а? Конечно, можно! Как и у любой другой крупной компании у нее всегда будут такие шероховатости. Когда ты перевозишь около 100 000 (!) пассажиров ежедневно, сбоев в принципе невозможно избежать (свои косяки есть и у Booking'а, и AIRBNB, и Ryanair'а и у многих-многих других компаний с тысячными оборотами клиентов). Их тут нужно воспринимать философски (как изменения в погоде, на которые практически невозможно повлиять). Главное, чтобы они не приобретали каких-то критических масштабов. Ну а если смотреть на эту ситуацию с точки зрения пассажира, то здесь я могу посоветовать вам только одно. Держите в голове частые опоздания FlixBus-а – особенно, если вам нужно состыковать между собой два рейса. Такие задержки в дороге – их самый серьезный косяк. А во всем остальном – компания, как компания. Лично мне только жалко, что количество их конкурентов все сокращается.
Ну и напоследок напишу небольшой «постскриптум»…
P.S. Уважаемые сотрудники, компании FlixBus, если в следующий раз вы задумаетесь, какого европейского перевозчика вам стоит съесть и переварить на запчасти, присмотритесь пожалуйста к Минсктрансу. Я бы с удовольствием променял его автобусы на ваши. Поглотите их, пожалуйста… И я больше никогда ничего плохого про вас не будут писать… Честно-честно.
Юрий
25.03.2019 — 16:02
Пункт про Березки это тоже моя боль. У них действительно часто о наличии остановки приходится только догадываться. Как же в этих случаях нервишки шалят. Приходится «на слово» верить навигатору в приложении или ориентироваться по толпе людей стоящих посреди поля как какая то секта.
AntonBaradachou
25.03.2019 — 16:25
;)))))))))))))))) Мне в таких ситуациях особенно девушек-китаянок жалко:))) Они всегда такие потерянные в этот момент.))) Фликсбус такой Фликсбус;)
Ольга
25.03.2019 — 17:33
В этом году впервые воспользовалась услугами этого перевозчика. Ехала одна из Праги в Вену. Конечно нервничала немного. Но все прошло отлично. В конечный пункт приехали даже раньше. Насчет « березок» согласна . И если в Праге садилась на автовокзале, то в Вене высадили где- то сбоку автовокзала, которого я так и не увидела. Читала отзывы с жалобами на задержки автобуса, но видимо мне повезло.
Надежда
25.03.2019 — 17:46
Мой опыт общения с Фликсбус — две поездки в январе этого года, Гданьск — Краков и обратно. До поездки я уже успела прочитать нелестные отзывы об этом перевозчике, но не было альтернативы, к тому же цена была приемлемая. В итоге обе поездки прошли четко по расписанию. По пути заезжали в города Торунь, Лодзь и Катовице и прибывали мы туда четко в то время, которое заранее анонсировалось в приложении Фликса для смартфона. В Торуни подобрали пассажира на какой-то почти незаметной остановке в квартале панельных 9-12-этажек, потом доехали до автовокзала в центре города и там стояли минут 25. Это к вопросу об остановках в березках)) В Краков прибыли даже минут на 10 раньше обозначенного времени, несмотря на то, что на трассе встряли в пробку, образованную фурами, и ехали в ней с черепашьей скоростью. Обратно доехали без приключений и четко в срок. Так что мой опыт позитивный (видимо, из-за малого числа поездок :) ), но если будет необходимость, пожалуй, еще попробую с ними прокатиться.
AntonBaradachou
26.03.2019 — 10:48
Конечно, катайтесь. Просто имейте ввиду все эти минусы. Предупрежден, значит вооружен;)
Игорь
25.03.2019 — 23:58
Для меня актуален только один минус — опоздания, хотя сам с таким делом столкнулся лишь однажды.
Все остальное сильно притянуто за уши, на мой взгляд)))
Ну скупает Фликс перевозчиков — это его дело, уж точно не минус. Или вот ты про стоимость билетов пишешь, но на самолет в мае примеры приводишь, а на автобус — 5 апреля. Вот было бы наааамного интереснее показать одинаковые даты. И очень хотел бы посмотреть на тех, кто рискнет 12 часов трястись в автобусе на маршруте Бергамо — Неаполь)) Тут однозначно надо на самолете!
По поводу березок — у фликбаса в мобильном приложении есть специальная вкладка, где указаны все остановки и можно легко сориентироваться по карте. Да, места остановок порой странные, но благодаря им иногда можно проехать 200 км за пару евро. Главное найти зеленую табличку )
В общем и целом — это крутой способ попасть из точки А в точку Б с небольшими нюансами)
Игорь
26.03.2019 — 00:00
Ржу над своим граватаром. И забыл, что когда к этой почте такую прикреплял ))))))
AntonBaradachou
26.03.2019 — 11:01
Привет, Игорь! Какие люди:) Граватар действительно смешной. Я вот до сих пор не могу понять, что там нарисовано...
Эльвира
13.12.2022 — 06:06
добрый день, я ехала 01.12.2022 .рейсом 1322 из Варшавы в Бремен по пути в Берлине остановки разрешили выйти в туалет, по возвращению не оказалось ни автобуса ни моего чемодана. можно надеяться получить чемодан??? электронная заявка была подана
AntonBaradachou
13.12.2022 — 10:09
Я думаю, что чемодан вам вернут. Но случай вопиющий. Представляю, что вы чувствовали в тот момент.
Алена
21.03.2023 — 18:20
Добрый день ,оказалась один в один как вы описали ,спросили у водителя о времени остановки ,на 3 минуты в туалет выбежали -ни автобуса ни чемоданов с жизненно важными документами??.На все один ответ -ссылка на заявление об утерянных вещах .Добиться где конечная была чтобы чемоданы перехватить невозможно .
Скажите ,чем все закончилось у вас ?
AntonBaradachou
22.03.2023 — 21:34
Мне тоже уже интересно)
AntonBaradachou
26.03.2019 — 10:59
Игорь, ну не мне тебе объяснять, что цены на самолеты и автобусы не статичны. Тут могут быть колебания, как в стороны Фликсбуса, так и в сторону лоукостов. Тут, как карты лягут. Перечитай абзац в статье, где я пишу об этом. Там написано « Иногда даже авиаперелет (особенно каким-то лоукостом) может обойтись вам в два раза дешевле». Хочешь сказать, такого не бывает? Бывает. А про поездки за пару евро я тоже писал. Бывают ли у Фликсбуса хорошие распродажи — бывают, конечно. Я же этого не отрицаю. А насчет поедания конкурентов — это, конечно, дело Фликсов. Но я смотрю на это с точки зрения потребителя. И для меня большой выбор компаний важен. Польски бус — был мне дорог. И я (как рядовой потребитель) конечно хотел бы, чтобы он продолжал существовать. Пускай бы работали параллельно. В тот же Будапешт мы ехали автобусом Regio Jet. Может быть со временем и он «объединит силы с Фликсбусом» (это так преподносилось исчезновение Польского Буса). Я же не говорю в статье: «Никогда не ездите Фликсбусом». Но опоздания у них обычное явление, цены могут быть как в районе 5 евро, так и в районе 50. Про странные остановки — ты сам написал... Буду ли я в дальнейшем ездить автобусами Фликсбуса (или по крайней мере, рассматривать этот вариант)? Конечно, буду. Но нюансы у них, действительно, есть. Тут не отнять не прибавить.
Ирина
02.04.2019 — 13:26
Насчёт поглощения Фликсом других компаний — это не дело Фликса. Это монополия (или стремление к ней). А это уже должно регулироваться государством. Для этого и существует антимонопольная политика.
Леонид
12.08.2024 — 23:15
Обозначение места есть, но расписание с информацией об опозданиях есть не всегда. И дозвониться куда-либо получается не всегда, тем более если ты за границей. И стоишь ночью у берёзки и гадаешь, где затаился автобус, тайна, покрытая мраком.
Галина Иванникова
26.03.2019 — 11:03
Ехала из Флоренции в Рим, остановка сильно в стороне от жд вокзала, кривой подход, через перрон не пустили.Автобус шёл транзитом от края Италии, поздал минут на 30. Согласна с обзором на все 100%!
Надежда Лукьянова (Стахеева)
26.03.2019 — 11:05
Все так, по вине Фликсов чуть не опоздали на самолёт из Меммингена, на 3 часа задержался. Опоздание в 1 час 20 минут вообще не считается. И это в Германии... Вера в немецкую точность рухнула, как берлинская стена
Денис
26.03.2019 — 11:21
Согласен с Игорем. Ну, слишком уж все притянуто за уши!
Ездил этим оператором немного по более автора и ни разу не сталкивался с опозданиями по вине Flixbus. По пути из Стокгольма в Мальмё простояли 2 часа из-за рухнувшего на дорогу дерева. Да, опоздали в итоге, да по пути пассажиры подсаживались не по графику, но при чем здесь Flixbus? Всегда нужно быть готовым к таким ситуациям (пробки, аварии на трассах и т.д. и т.п.) и закладывать запас на стыковки.
Странно, что на маршруте Бергамо — Неаполь автор выбрал автобус (800 км, 12 часов). Тем же Ryanair по этому же маршруту можно и за 16 евро слетать, 1.5 часа). Flixbus — не панацея, всегда есть альтернатива!
С чем полностью согласен, так это места посадок/высадок. Не всегда на центральных автовокзалах, не всегда хорошо обозначены.
P.s. Хорошо, что прошло какое то время и автор подостыл, а то не представляю каким был изначальный отзыв)))
AntonBaradachou
26.03.2019 — 17:01
Денис, вы видимо невнимательно статью читали. Где там написано, что я из Бергамо в Неаполь на автобусе ехал? Это просто пример. Я об этом и пишу, что самолеты зачастую дешевле, и у Фликсов бывают высокие цены на больших расстояниях. Перечитайте еще раз статью. Ну а про «ни разу не сталкивался с опозданиями по вине Фликсбуса» вот это точно за уши притянуто. Опоздания или есть или нет. Я так любое опоздание могу оправдать в стиле «водителю солнце в глаз светило — причем здесь Фликсбус».)))
beobachter
02.11.2019 — 18:40
Глупость изволите говорить, уважаемый, насчёт «солнца в глаза». Вы с другими автоперевозчиками пытались сравнивать? А сравнения с авиаперевозчиками не могут быть корректны! Короче, в оправдание непунктуальности FlixBus'a, пример из последней поездки 20.10.2019 маршрутом Р24 из Берлина в Гданьск. При подъезде к автовокзалу в Познани встали по требованию полиции, перекрывшей в 200-х метрах перед нами движение по причине проведения, как оказалось, массового марафона(!) В результате прибыли на остановку с 50-минутным опозданием. Выгрузились-загрузились за 5 минут (вместо 15-20) и к прибытию в Торунь водитель, подбирая сменщика в Гнезно «на бреющем полёте» сократил отставание от графика до 20 минут, укоротить эту стоянку ещё на 10 минут и прибыл в Гданьск ровно минута в минуту. Я так подробно всё это отслеживал, так как имел стыковочный рейс через 1ч.10мин. Из не менее 10-ти подобных рейсов за последние 1,5 года только однажды мы опоздали на 60 минут, когда перед нами ещё на автобане в Германии вылетел в кювет польский минигрузовик и наш водитель остановился для оказания помощи — на то, чтобы вытащить водителя, а потом дождаться скорой, спасателей, полиции и дождаться составления протокола, ушло 2 часа! Когда случаются подобные вещи на дороге, а они будут случаться до тех пор пока существуют сами дороги, возникает отставание от графика, а автобусы Flixbus'a (не знаю, как у других перевозчиков, но, думаю, что так же) оборудованы ограничением скорости 100 км/час!
AntonBaradachou
04.11.2019 — 16:24
Святые люди!
Екатерина Кобяк
26.03.2019 — 17:05
Купила билеты на фликс, оплата прошла а они не выслали билеты на почту. В поддержке сказали что не видят никаких платежей, час с ними объяснялась ничего не добилась. Пришлось делать chargeback через банк.
Максим Колесников
26.03.2019 — 17:07
А еще помимо опозданий есть и обратная сторона, когда автобус приезжает раньше. Например, едешь ты ночным автобусом и заводишь будильник, чтобы выйти в Братиславе. А просыпаешься на въезде в Вену)
И не знаю насчет Минсктранса, но в Россию фликсы уже идут.
AntonBaradachou
26.03.2019 — 17:07
Максим, в Минск они тоже уже как бы ездят. Но там какая-то компания-партнер на этом направлении работает. Я думаю, с Россией будет точно так же (хотя на их карте маршрутов я пока не вижу этого рейса). Тут просто география. В Прибалтике рейсов нет. В Беларуси/Финляндии тоже, по сути. В Украине последняя точка Киев. Они же не перепрыгнут сразу через несколько стран. Но расширение сети — вопрос времени. Аппетиты у Фликсбуса огромные:)))
Тавимо
27.03.2019 — 22:13
Было, было. И ездили то раз пять. Но два раза автобус опаздал, зато кидал смс три раза. И это плюс, т.к мы сами опаздывали конкретно. Бежать через весь город не пришлось. Ещё и в магазин зашли по пути. А вот в Бельгии в Вервье автобус ушел на 5 минут раньше. Об этом рассказали люди. Был мол такой, но ушел! Время было около 10 вечера. Вокзал закрыт оказался электрички не ходят. А отель и вещи,вещи)) в Маастрихте. Темень, жуть, нервы, деньги. Завтра утром самолёт из Дюссельдорфа. Уехали на такси. Спасибо Фликсбусу. Так что приходите на свидание заранее.
Екатерина
07.04.2019 — 19:36
Антон, у меня не коммент, а вопрос. Не нашла в интернете нужных мне отзывов, рискну задать вопрос вам))) при покупке билета на сайте Фликса вышло предупреждение, что детей необходимо перевозить в детских креслах/бустерах. Едем с детьми 2 года и 7 лет. Будет 3 переезда внутри Польши. Они серьезно к данным требованиям относятся или можно схалявить? Из РФ самолетом не представляю как переть детское кресло, максимум бустер для младшей готовы захватить. Когда вы ездили детей рядом перевозил кто? Просто их пристегивали или реально были кресла/бустеры?
AntonBaradachou
12.04.2019 — 12:58
В польских автобусах я несколько раз видел специальные детские кресла прямо перед проходом. Но честно говоря, никогда не видел, чтобы там перевозили детей. Думаю, это правило не соблюдается строго. Вообще в польских автобусах и взрослых просят быть пристегнутыми на протяжении всего рейса. Но по факту, никто так не делает. Мне кажется, вам не о чем волноваться.
Галина
10.04.2019 — 23:48
А, туалеты во всех автобусах есть или нет? Купили билеты из Праги в Братиславу, ехать 5часов, понимаю, что возможно и больше, судя по отзывам опаздывает почти всегда.
AntonBaradachou
12.04.2019 — 12:52
Да, туалеты есть. Как правило. Исключения — те случаи, когда приезжает «компания-партнер». Но автобусы без туалетов относительно редко встречаются.
Евгений
20.09.2023 — 18:40
Есть ,но у некоторых водителей есть такая привычка закрывать туалет при въезде в город ,при стоянке и открывать выезжая на скоростную магистраль. Но автобус и так останавливается почти каждые два часа (но не всегда, если не опаздывает, если не спешит) . А на каждой стоянке есть туалет, но иногда платный (и оплата только картой).
Алексей
12.04.2019 — 19:10
Привет. Ездим Фликсбасом часто по Европе. Тоже есть что сказать.
По акции от них прошлом году составлял бюджетный маршрут из Нови-Сада через Будапешт в Варшаву и Минск. Будапешт-Варшава — 5 евро, Варшава-Будапешт — 12 евро. Просто мегадешево получилось, учитывая расстояние. Но на такие распродажи нечасто попадаем.
Насчет местных перевозчиков — когда я покупаю билет из Нови-Сада до Будапешта, например, то на билете в рамочке обозначена инфа, что провоз осуществляется местным перевозчиком на автобусе другого цвета. Наверное, не везде они так обозначают.
Про остановки и правда есть такое неудобство. Приходится часто заранее сильно приходить, чтобы подстраховаться и найти место посадки. И с опозданиями периодически сталкиваемся тоже, да.
Упомяну тут один значительный минус, читал про него на англоязычных сайтах, а потом сам стал приглядываться. Этот минус касается багажа: его сваливают в кучу и водитель часто вообще не смотрит, что там творится. А с открытыми дверями багажного отделения и этой кучей сваленного багажа без присмотра автобус может стоять довольно долго. Поэтому я обычно ближе к отправлению гружусь.
Читал несколько статей, где европейцы на этот момент сильно ругаются и делятся случаями, когда у них уводили багаж. Так что тут нужно быть осторожными. Ругаются, кстати, и на недружелюбие водителей и, часто, их неспособность говорить/понимать по-английски.
Минусов, в общем, хватает. Но альтернатив других часто нет. Ну и на фоне каких-нибудь Минсктрансов — чудо какая хорошая компания))
AntonBaradachou
13.04.2019 — 13:07
Привет, Леша. Про багаж я это тоже отмечал про себя. У меня бывает такая фишка: я сажусь у окна посередине, чтобы видеть, кто с каким чемоданом уходит:) Ну и чтобы свой если что не пропустить. Хотя я всегда очень прохладно относился к этим бирочкам, которые автобусные перевозчики на багаж лепят. Бывает их потом не отодрать:) И еще... Заметил, что ты пишешь ФликсбАс через «А». Уверен, что именно так правильно. Но я его почему-то всегда ФликсбУсом называю. Не могу себя переучить. Просто привык как-то. Даже не знаю, откуда это пошло. Может от аналогии с польскими перевозчиками типа ПлюсБуса?
Андрей
18.04.2019 — 17:18
Хватит цеплятся к замечательной компании!
Vx
02.05.2019 — 10:49
ФликсбУс, потому что, во-первых, он немецкий, во-вторых, они сами себя так называют (по крайней мере в Италии такое слышал в автобусе).
А компания немного наглеет. Кстати, а где-то у них вообще доступно расписание всех рейсов или хотя бы возможность узнать полный маршрут того, который ты заказываешь, иначе как методом тыка? Крайне паскудный интерфейс у этого перевозчика:(
Кстати, кто хочет поностальгировать за польским бусом — в Финляндии еще сохранился OnniBus:)
AntonBaradachou
02.05.2019 — 18:50
Да, я слышал про OnniBus. Но сам на нем не ездил. Что касается полного маршрута, то тут я уже не знаю, как это посмотреть. Как-то я никогда не задавался этим вопросом. Если очень надо, я могу полазить по сайту и найти, где это отмечается.
zilibasik
30.07.2019 — 10:31
Ребенок учится в Германии, часто бываю у нее и практически всегда добираюсь с аэропорта или до него Flixbus. Да, цена хороша, но вот с точностью прибытия автобусов по расписанию- проблема. И ладно если это время от 15 мин. до 30 и вы не торопитесь на стыковочные рейсы. В последний раз пытаясь уехать в Брюссель автобус опоздал на 4.5 часа. Все планы коту под хвост. На звонки отвечают, но ответ один и тот же: "пока задерживается ". И уйти не можешь и ждать проблема, потому что остановки не оборудованы, табло в некоторых городах нет, укрыться от дождя, снега, ветра, холода или жары нет. В Брюссель приехали в итоге замерзшие, мокрые в 02 часа ночи, вместо 20.00. Это был кошмар. Да вы можете после опоздания автобуса на час вернуть билеты, но как быть если ваши рейсы завязаны с бронью гостиниц в других городах или стыковочными рейсами. Поэтому имейте в виду, что автобусы очень часто опаздывают.
Виктория
08.08.2019 — 12:48
Собираюсь купить билеты на данного перевозчика из Марселя в Ниццу (2ч 55ми) Спасибо за отзыв будем на чеку. Уж очень не хочется переплачивать налог (78$) за сдачу арендного авто в другом городе.
AntonBaradachou
09.08.2019 — 09:36
В целом это нормальный перевозчик, просто держите в голове их постоянные опоздания. И скачайте их мобильное приложение на телефон. Во-первых, оно заменяет билет (там штрих код высвечивается). А во-вторых, оно показывает, опаздывает ли ваш автобус. Это важно в случае с Фликсами. А что насчет Ниццы — отличный город! Сам там недавно был. Если интересно, у меня на сайте очень много статей о Ницце и других городах Лазурного берега.
Elena
30.09.2019 — 12:07
Хочу поделиться своим опытом поездки на FlixBus и предостеречь потенциальных пассажиров. Мы ехали из Триеста в Милан на ночном автобусе 14 августа 2019. Наслышавшись, что автобусы отправляются с опозданием, мы терпеливо ждем автобус, до отправления остается 5 минут, но автобуса в Милан не видно. Ночь. Напротив остановки припаркован автобус FlixBus с табличкой Милан, но нет ни водителя ни света в автобусе. Только что отошел от остановки транзитный автобус во Францию с бегущей строкой на вывеске в каких городах остановки. Подошел новый автобус со светящейся стационарной табличкой (не помню какой: Марсель или Лион)... И тут до меня доходит, что путь во Францию проходит через Милан... Оказывается это был наш автобус (о чем мы узнали, только обратившись к водителю), но никаких опознавательных знаков, что он идет через Милан на нем не было...
AntonBaradachou
05.10.2019 — 12:56
Мне кажется, в случае с Фликбусом лучше всего ориентироваться на номер автобуса (номер самой линии). У них очень длинные маршруты, они там могут десятки городов по дороге проезжать.
Марина
25.12.2019 — 21:40
Хотелось бы добавить один минус: возврат билетов. Вместо возврата денег дают ваучер, который можно использовать только для покупки билетов FIXBUS, причем сумма возвращенных средств существенно отличается от той, которая была уплачена при покупке билета. Так при возврате двух билетов Гданьск-Прага и обратно мы потеряли примерно 33 Евро и это без каких либо объяснений со стороны службы поддержки. Возврат осуществлялся более чем за 30 дней. Зачем вообще нужна служба поддержки, если на все вопросы они отвечают: пишите.
AntonBaradachou
26.12.2019 — 18:04
У меня недавно точно такая же ситуация была. Я по глупости не взял с собой паспорт и меня не посадили на автобус Кельн-Эйндховен. Тут моя вино. Но разговор, не об оставленном паспорте, а о сотрудниках компании Фликсбус. Никто из них даже глазом не повел, чтобы мне хоть как-то помочь. Ну забыл — паспорт, езжай домой. Может билет поменяете — нет, не поменяем. Может деньги вернете — нет не вернем. Подошел к оператору — иди на стойку, подошел на стойку — пишите в техподдержку. Написал в техподдержку — дали адрес еще одной техподдержки. В итоге вообще никто даже не попытался мне помочь. Только отфутболивали.
Николай
17.01.2020 — 16:07
Статья в целом годная и со всем даже соглашусь, кроме остановок и их поиска: при покупке билета отобржается мини-карта с точным местом, либо внутри вокзала пишется платформа (обычно одна и та же), либо есть номер линии следования. В это нужно вчитаться сразу и избежите паники, кроме связанных с задержками.
Сам имел опыт опоздания даже на два часа из Копенгагена в Мальмё (ехать около 30 км), благо ехал на три дня в один город и просто в общей сумме погулял меньше. Это может быть проблематичным тем, что будучи туристом из Украины и прилетев на почти неделю лишь, жаба зажала покупать в Дании сим-карту, а уведомления о задержках приходят через интернет. В общем сидел там рядом в здании с вифи и ждал. На обратном пути задержка была полтора часа и рядом на остановке сидели те, кто прохлопали свой автобус, ибо да, он был не зелёный. Паниковали и едущие со мной, так как из Мальмё автобус вёз до Копенгагена ещё в его аэропорт. Почему не паниковал Я? — потому что вложил запас задержки на два часа, ещё при покупке 4 месяца заранее. Ну и состыковку с пересадкой в 10 минут, от греха подальше, я не возьму. Равно как и пересадку самолета в два часа и менее.
Бывали нерабочий туалет, розетки, интернет, изредка даже в сочетании.
Но в целом, с тем как заранее беру билеты за копейки — готов возить бутылку с широким горлом на случай не работающего туалета.
Автору скажу, что билеты по 1 евро очень даже бывают. Катался по Франции ночными переездами по этой цене: Страсбург -Лион, Лион-Париж, Париж-Лорьён (Lorient), Лорьён-Тулуза, Тулуза-Ницца. Польша осчастливила вообще билетами по 1 злотому в Апреле 2018: Люблин-Варшава, Варшава-Вроцлав, Вроцлав-ПРАГА, ВЕНА-Краков, Краков- Варшава (задержка первая, 40 минут).
Тех. поддержка: слышал не раз об их бесполезности, но когда люди пропустили свой автобус из-за того, что он был от другой фирмы (хотя с табличкой и номером линии у водителя), в телефонном режиме решили вопрос и посадили всех на следующий автобус.
Задержки возможны, разумеется, но тут есть в оправдание пробки, в городе и за ним, а также КЗОТ европейский: водитель если один в автобусе, то ОБЯЗАН делать перерывы разв час или сколько-то там часов. Он и сам понимает, что уже задержка, но его также могут оштрафовать за несоблюдение правил Нагнать он может только в пути да и то, не превышая допустимую скорость. Потому, тут я понимаю «политику партии».
Почему ВАУЧЕР? — потому что бухгалтерия от объема работы итак наверняка рвет волосы не только на голове. С пришедшей прибыли платится налог, а с возврата на карту нужно потом подавать на возмещение налога от возвращенных денег. А это, поверьте, посчитать за год — волос на дупе для вырывания не хватит. Выдавая ваучер — фирма просто уменьшает будущую прибыль, но не возится с возвратом налога. Тем более, что разные страны — разное налогообложение.
Возврат меньше изначальной суммы — это уже политика компании, тут бы уточнять. Но лучше чётко планировать и таки ехать!
ФликсбАс, но за У не проклянут, суть поймут. Автобус — BUS, в закрытом слоге А. Чашка — CUP — кАп, Карта — MAP — мЭп. Инглиш, хули! В Германии он ФликсбУс, например.
Бон вояж)
Алексей
25.03.2020 — 13:48
Если это одна из ведущих фирм — перевозчиков в Европе то мы на краю пропасти. Это банальная фирма мошенник. Можете добавить седьмой минус.
К сожалению прочитал отзывы только после того как связался с это конторой.
Господа не связывайтесь с ними — не уедете по их вине и не увидите своих денег. Пришлют лягушачью бумагу с промокодом.
Оно Вам надо.
Татьяна
19.09.2020 — 14:44
У меня была поездка в Гливице на концерт, и на весь путь от Гданьска до Катовиц, от Катовиц до Гливице, и обратно до Гданьска были куплены билеты на FLIX. Не тут то было они отменили все рейсы, кроме коротенького Катовице — Гливице. Жесть на концерт хочется, а добраться не на чем. Пишу на ebilet, деньги за концертные билеты не возвращают. FLIX тоже не хочет возвращать — сует билеты на другие дни и какие-то ваучеры, а тот факт, что я с этими другими билетами на концерт не попадаю, их не торкает. После долгой переписки и перебранки деньги вернули. И тут подвернулся LEOEXPRESS, с ними до Катовиц и доехала от Варшавы, а до Варшавы с ECOLINES. Больше связываться с FLIXBUS не хочется, но как назло при поиске билетов они первые вылазят.
Дмитрий
19.03.2021 — 14:43
Часто пользуюсь онлайн-сервисом FlixBus для поиска и бронирования автобусных билетов и экскурсий. Пока за все время пользования этим сайтом у меня не возникло никаких проблем, хотя в первый раз я переживал на счет покупки билета на автобус в интернете. Поэтому вы можете уверенно покупать здесь билеты.
AntonBaradachou
19.03.2021 — 20:11
А где тут сказано, что ФликсБус — это развод? Просто компания, у которой хватает своих нюансов.
Яна
01.11.2021 — 21:52
Здравствуйте, начиталась многоооо плохих отзывов, рискнули поехать этим перевозчиком , скажу сразу — мы очень рады , честное слово- перевозчик супер
Мы рады , очень рады , спасибо FlixBus, буду пользоваться только вашими перевозками ❤️
AntonBaradachou
02.11.2021 — 18:43
Я тоже буду. Это не плохой перевозчик. Просто специфический. Со своими закидонами. Плохой перевозчик — это какой-нибудь ЧТУП «Смоленский автобусный парк». По сравнению с беларускими, украинскими и российскими перевозчиками Фликсбус вообще космос.
Инна
01.08.2022 — 16:17
А то что вещи пропадают...прямо из под носа...водители только плечиками пожали когда мой багаж пропал
А как связаться с компанией...не понятно
AntonBaradachou
01.08.2022 — 20:10
А через приложение и группу в ФБ они не отвечают?
VITALII
19.08.2022 — 06:07
Не знаю, насколько серьезно подвёл вас flexbis, но наш автобус задержался на целые два часа. При этом стыковочный рейс нас не дождался. Время прибытия в Мюнхен в 19:45. Стыковочный рейс именно мой отправлялся в 21:00 в Копенгаген, и он нас не дождался. Вы будите удивлены, но мы приехали примерно в 21:45 в Мюнхен, а в приложении было уже отмечено, что автобус уже приехал в 20:56 и эту отметку я увидел, ровно тогда, когда нам оставалось ехать ещё примерно час до вокзала Мюнхена. Я подумал, что это какая то ошибка, так как не знаю как в этой компании работает приложение. Я уверен, что водитель, намеренно не сообщил о задержке, спасая свою жепу от штрафа. Что думаете по этому поводу? Напишите для личного понимания. Сталкивались ли вы когда то с такой противной ситуацией. А служба поддержки отвечает, что мы ничего не можем поделать, так как автобус, хоть и задержался на час( а он задержался на 2 часа, а водитель указал, что на час) , у вас было время для пересадки. Вот такой нехороший человек водитель. А мы вынуждены сидеть всю ночь на вокзале. Компания даёт сами понимаете какой ответ. Сидим ждём открытия офиса. Посмотрим, что скажут живые сотрудники, а не виртуальные сервисеры. Жду комментариев
AntonBaradachou
19.08.2022 — 18:48
У Фликсбуса такое бывает. Очень много рейсов. Очень много автобусов. Сложно следить за качеством. На мой взгляд, эта компания подкупает большой маршрутной сеткой и относительно низкой стоимостью билетов. Поэтому какие бы комментарии мы тут не писали, их услугами все равно будут пользоваться.
Вава
02.07.2023 — 21:30
По моему опыту поездок, отслеживание местоположения автобуса идет точно по GPS и водитель никак не может на это повлиять.
Darina199
19.10.2022 — 12:58
Нормальные перевозчики делают остановки ,на туалет и покупку воды !никогда больше не воспользуюсь фликс бус
AntonBaradachou
19.10.2022 — 18:06
Ох... Какие они нехорошие))
Alena
15.01.2023 — 14:15
Добрый день, Антон. Читая вашу статью, наслаждалась вашим слогом и остроумием!
Попала на ваш контент случайно, задавая вопрос в поисковик, который насущный для меня на данный момент. Читая вашу статью, частично получила ответ. Но все же, хотела бы получить уточнение, если такая опция возможна.
Мой вопрос. При покупке билета на Флексибус есть одна пересадка(Transfer), причём прибытие в точку и отъезд из одного и того же пункта. Насколько надо волноваться, что автобус вообще прибудет и не придётся искать экстрорешения?
Заранее благодарю за ответ.
AntonBaradachou
16.01.2023 — 12:48
Думаю, волноваться не нужно. Все-таки два рейса связаны между собой. Есть приложение, которое отслеживает передвижения автобуса. Поэтому о вас не забудут. Все-таки вы покупаете оба билета у одной и той же компании.
Юрий
22.02.2023 — 16:56
Столько ездил и Фликсом и Регион Джетом что и не помню сколько раз за 2022—2023 уже...Но скажу одно туалет и там и там есть.Где то лучше в автобусе где то не так как думается.Но скажу что везде по всем маршрутам они высаживают и подбирают пассажиров.Ездил всегда почти ночью.Народ садиться не по местам а где свободно.Особенно пользуется последний ряд там можно лежать всю дорогу и тебя никто не попросит встать.А ездить приходилось по Австрии.Чехии.Германии.Венгрии.Польши.Украине.Сколькл городов проехал и в скольких именно побывал.Не считал.Может тридцать может больше.Я не блогер мне все равно какая страна и какой город.Будь то ОАЭ.Оман.Турция.Кипр Северный или Южный.Египет.Индия.Китай.Вьетнам.Афганимтан.Иран.Тайланд все и не помню.Везде люди одинаковые и простые что в городах что в судах что в деревнях бедуинов.
MiraS
26.06.2023 — 06:47
Автобус номер √1261 на самом заднем сидении, оказались клопы.
Пока я в дороге спала, они меня искусали.
Вначале я думала что это аллергия пошла после водной горы, так как часто там мыла руки.
Пока не увидела на себе подобии клещей, ещё й в таком количестве.
Я их на себе и на сидушке убила более 40 штук.
В итоге нервы сдали и я просто сбежала и села на ступеньки, на проходной.
Там убивала на себе остатки.
С собой притащить не могла, так как до этого автобус на остановке ждала 3 часа и меня ничего не кусало.
С того заднего места сбежала я не одна, ещё женщина и мужчина тоже ушли на другие места, которые сидели по бокам от меня.
Когда водителям я это сказала, они такие: «может быть»
Такого не может быть, мы платим за это деньги. Нужно вызывать спец службу и выводить их с седушек.
AntonBaradachou
26.06.2023 — 17:25
Я бы написал на них жалобу. По крайней мере, через форму на сайте.
Вава
02.07.2023 — 21:25
При рассмотрении минусов нужно учитывать что опоздания случаются на длинных рейсах, в основном из-за пробок. На днях ехали из Мюнхена в Карлсруэ, автобус шел из Хорватии во Франкфурт/М, прибыл в Мюнхен с опозданием на 1 час 45 мин. Но в это время из-за ремонта дорог вокруг Мюнхена были жестокие пробки. Неприятно, но понять можно, особенно с учетом того что билет стоил 12 евро, а на поезде 56. К слову, остановки у березок наверное тоже вносят свой вклад в ценообразование.
Что касается того что приезжает компания-партнер, что невежливый водитель, а также что Фликс пожрал другие компании, это не совсем так, Фликс не является владельцем автобусов, он является системным агрегатором, объединившим под одним брендом национальные автобусные компании-партнеры. Однако это не снимает ответственности за качество предоставляемой услуги.
Леонид Р.
30.05.2024 — 22:41
Просто лотерея, повезёт — не повезёт. При важных встречах, где назначено время, ехать с ними нельзя, прошляпить можно все встречи. При пересадках где-то, особенно на другие компании, на поезд, на самолёт, теплоход и т.д. ехать тоже нельзя, опоздаешь на все возможные пересадки. При узком ограниченном временнОм регламенте на пребывание в городах с осмотром достопримечательностей останутся в дальнейших планах именно достопримечательности, ведь будет не до них. При наличии регламента в гостинице на часы заселения рискуешь ночевать пусть даже одну ночь у закрытых дверей опять же из-за опоздания. И становится трудно выбрать поездку, при которой решишь поехать именно Flixbus.
Инна
10.07.2023 — 12:52
Это не фирма по перевозке, это чистой воды обман. По возможности обходите их стороной, на деньги кидают.
Serafim
06.08.2023 — 22:19
это полное говно , никогда не вздумайте пользоваться ихними услугами.Вы никогда не предете вовремя, останетесь в чужом городе, вам никто ничем не поможет, это самый худший переводчик ЕС.
AntonBaradachou
07.08.2023 — 08:00
Да, ихние переводчики действительно так себе)
Евгений
20.09.2023 — 18:54
Неделю назад воспользовался этой компанией первый раз, ехал сутки из Брюсселя (Бельгия) до Марселя (Франция) через Париж. Добрался отлично !А вот обратно, немного другой маршрут, из Ниццы в город Льеж (Бельгия) ,с пересадкой в городе Лион(Франция) . Автобус попал в пробку на скоростной магистрале и мы опоздали на 4 часа . Мой автобус в Бельгию давно ушёл и мне пришлось покупать новый ,другой билет и до города Брюссель. Купил билет на 21.30 ,но и он опоздал на 1 час ,в итоге я приехал в Брюссель не в 8.15 ,как было указано, а в 9.45 ! Со мной это первый раз, но у знакомых уже было такое и одному даже вернули деньги .
AntonBaradachou
21.09.2023 — 08:09
Может и вам вернут. Попробуйте задолбать их техподдержку) А опоздания у Фликсов не редкость. Очень долгие маршруты у них.
Оксана
17.11.2023 — 03:55
Ехали из Киева в Варшаву. Куча клопов!!! Просто миллиионы!!
AntonBaradachou
17.11.2023 — 08:59
;)
Гость
19.03.2024 — 07:50
в марте 2024 года, в городе Айзенберг, женщина стояла на остановке, ждала флихбус. Автобус приехал, проехал мимо нее, не остановившись развернулся и уехал. Женщина умывалась слезами, и была в шоке. как так можно было поступить? сегодня мне тоже ехать этим же рейсом с этого же места. Буду наверное махать водителю , прыгать перед лобовым, чтобы он остановился 100 процентов и не проехал мимо.
Леонид Р.
30.05.2024 — 22:16
Отсутствие информации от водителя и / или вообще в автобусе о пути следования и остановках коротких и / или долгих, особенно не на автовокзалах, а за городом на заправках; необходимость выйти хоть где-нибудь на свежий воздух из-за отсутствия элементарных вещей, как, например, в отдельных случаях неработающий туалет, автомат для напитков, хоть каких-то пусть даже шоколадок, часами тяжёлый воздух внутри, но НАЛИЧИЕ строгого регламента по правилам компании оставаться в автобусе и объявление пассажира во всём виноватым, независимо ни от каких факторов. Наличие во многих местах табло отправления и прибытия, но неверная информация на них, сбивающая с толку. Бывает, отсутствуют данные об опаздывающих автобусах на табло, хотя табло работают и автобусы, хоть и опаздывающие, находятся на автобусной платформе. Кроме того, ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ регламента звонков в автобус, например, при отставании пассажиров хоть по какой причине, чтобы его посадить при наличии свободных мест на следующий автобус, предварительно сообщив место выгрузки его багажа, да и ещё по какой угодно причине. ОТСУТСТВИЕ регламента даже на такую простую вещь, как отправка сообщения о внеплановом исчезновении пассажира, если водителю стало случайно об этом известно. О проверке пассажиров по списку после остановки я уже и не говорю... ОТСУТСТВИЕ по регламенту правил общения работников автовокзала с водителями и другим персоналом. Работники автовокзала отправляют пассажиров в случае вопросов на горячую линию Flixbus, которая в нестандартное время не работает, а они всё равно отправляют на линию, особенно не интересуясь, что она не работает. Автобусы ездят круглосуточно, но компетентных лиц, которые должны быстро решать вопросы, нет, и будут не скоро. Езда автобусами Flixbus выглядит как лотерея, где может повезти, но и не очень, и на ситуацию не повлияешь, а последствия все на тебе. Нужен такой стресс? Вопрос риторический.
Леонид
12.08.2024 — 23:10
Фликсбусу присуще стремление ничем не заморачиваться, проблем решать по минимуму, усилий предпринимать по минимуму, деньги в случае чего возвращать по минимуму, сваливать проблемы на пассажиров по максимуму. Ехал 24.02.24 из Познани в Прагу. Воды в туалете не было, автоматов для напитков и хотя бы шоколадок тоже. Расписания в автобусе на видном месте тоже не было, как и чёткой информации от водителя об остановке с возможностью питания на автозаправке после Вроцлава (об этом объявили после Вроцлава, что скоро остановка). Во Вроцлаве на табло высвечивался один автобус до Праги, хотя их было два. Время отправления было указано, как выяснилось, для другого, а наш не высвечивался и ушёл раньше этого срока, оставив меня на автовокзале. Работники автовокзала сказали, что звонки в автобус или в дирекцию Фликсбусу не входят в их компетенцию, всё должны делать пассажиры. На горячей линии Фликсбусу никто не отвечал, суббота. Предложили взять новый билет до Праги, больше помочь ничем не могли по регламенту. Потом можно написать заявление о возврате денег. На жел. дороге быстро бы дозвонились в поезд и справились о пассажире и багаже, посадили бы а следующий поезд, проинформировав, где забрать багаж. Здесь же это неразрешимый ребус какой-то, и объяснить мне это нечем. Вину за всё сваливают на меня, что я вышел из автобуса, не обращая внимания ни на какие обстоятельства. Пассажиры в конце концов не невольники, и никакая низкая цена не может быть оправданием в игнорировании потребностей пассажиров и элементарных удобств, или я не прав? Переписка идёт уже не один месяц. Так что если хотите проблем, напряжения в дороге, волнения, как бы чего не вышло, как бы чего не всплыло, получите.