Мы приехали в Черногорию после затяжного турне по Сербии, а затем после семи дней, проведенных в Будве, снова отправились в Белград. Наверно поэтому эти две страны все это время в моем сознании были как-то неразрывно связаны друг с другом. Я сравнивал их, искал в них какие-то общие черты… Но вместо этого находил лишь только различия. Черногория – это страна-картинка. А Сербия – серая мышка, которая постоянно остается в тени. Черногория в этом году приняла десятки тысяч белорусских туристов. А Сербия… Ну как бы вам так сказать?.. Эту страну добрая половина моих знакомых путала то со Словакией, то со Словенией. И лишь только у некоторых при упоминании Белграда возникали ассоциации с югославской войной и НАТО-вскими бомбардировками. Тоже, согласитесь, негусто.
Черногория была и остается одним из самых популярных летних направлений для белорусских туристов. А Сербия при этом продолжает быть такой, знаете, Terra Incognita, местом, которое не избаловано вниманием туристов. И за время всей этой поездки именно этот факт удивлял меня больше всего остального.Отправляясь на Балканы, я не ждал от этой страны ничего особенного, возлагая основные надежды на Черногорию. Но в итоге все получилось с точностью да наоборот. И именно Сербия стала для меня приятным сюрпризом. А вот «Црна Гора» показалась мне обычным курортом, который из дома всегда кажется немножко лучше, чем есть на самом деле.
Июльская Будва скорее разочаровала, чем порадовала меня. Хотя вы тут только поймите меня правильно: я не жалею, что съездил в это место. Просто мои ожидания несколько разошлись с реальностью. С одной стороны Черногория – это, действительно, страна-картинка. Выходишь на улицу – а вокруг природа, как заставка с рабочего стола. Ее можно бесконечно фотографировать. И можно бесконечно наслаждаться ее красотой. Но в то же время со внутренним наполнением в Будве отнюдь не так все радужно. Здесь толпы туристов, здесь неухоженные пляжи, а уровень цен откровенно не соответствует предлагаемому уровню сервиса. Понятное дело, все, что написано в этой статье – исключительно мое субъективное мнение. Может быть кто-то из вас видел другую Черногорию. Я не отрицаю этого. Просто на контрасте с Сербией «моя Будва» постоянно чуть-чуть разочаровывала меня.
Если сравнивать Сербию и Черногорию – то эти две страны полнейшие противоположности друг друга. Если в Сербии тебе кто-то говорит «Привет» (а там это случается постоянно) – значит, он просто хочет поболтать с тобой, узнать как у тебя дела, откуда ты приехал? И сразу видишь: им это реально интересно. В Черногории все наоборот. Если в Будве тебе кто-то говорит «Привет» (ну или «Добрый вечер») – в лучшем случае он всучит тебе какую-нибудь брошюрку близлежащего ресторана. В худшем — начнется вот эта фигня из области: «А давайте мы вас на катере покатаем?». Или: «Ребята, а поехали с нами на рафтинг в Албанию?». Я говорю: поехали. А она: с вас 35 евро. И отвязаться от них потом очень сложно.
Если в Сербии кто-то говорит, давайте я вам город покажу – скорее всего, через час он уже будет вашим лучшим другом. В Черногории ничего бесплатного вообще нет. Даже моих любимых питьевых фонтанчиков, которые так спасали меня в Белграде, тут днем с огнем не сыщешь.
Знаете, эти две страны – это как две разные девушки. Черногория – эффектная красотка, яркая, завораживающая, избалованная вниманием мужчин. Но при этом она любит вас только за ваши деньги и улыбается вам только до тех пор, пока у вас хватает на дорогое шампанское.
Сербию, наоборот, сложно назвать первой красавицей. У нее сложное прошлое и свои шрамы в душе. Но при этом она подкупает своим внутренним миром, своим характером, своей душой, искренностью и бесконечным желанием жить. Сербия – как простая сельская девушка, которая мурлычит себе песни под нос и запросто может наготовить вам всяких вкусностей. Это как извечный спор, что важней – внутреннее или внешнее. И тут каждый должен сам сделать свой выбор.
Подчеркну: я не говорю, что какая-то из этих стран лучше другой. Тут каждому свое. Вот и все, в общем. Это как с выбором гардероба. Нельзя сказать, что синий цвет лучше красного. Просто кому-то идет один оттенок, а кому-то другой. А еще это зависит от конкретного случая, настроения и еще бог знает от чего.
В общем и целом, Черногория – это страна для туристов. Место с захватывающими пейзажами, теплым морем и сюрреалистичными островами, которые вырастают прямо посреди водной глади. А Сербия… Сербия – это страна для путешественников. Для тех, кто хочет попробовать балканскую кухню, прочувствовать местный колорит, побродить по красивым городам и проникнуться энергией другого государства… Ну или просто попить ракии с шумной компанией веселых сербов.
Я не люблю классические курорты. Поэтому Сербия понравилась мне больше, чем Черногория. Но как это неудивительно, когда я говорил нечто подобное сербам в Белграде многие из них (хоть и далеко не все, конечно) заступались за свою южную соседку. Мне например, очень запомнился один мужчина, который добрые полчаса помогал нам выбирать вино в одном из супермаркетов Белграда (где он, кстати, являлся таким же простым покупателем, как и мы). Так вот, когда мы заговорили с ним об этом он сказал: «Будва – это ненастоящая Черногория. За настоящим колоритом нужно ехать на север – в горы. Побережье принадлежит приезжим». И после этих слов я, конечно, пожалел, что не нашел времени на то, чтобы прокатиться по Национальным паркам Черногории, съездить на Скадарское озеро, в древний город Цетинье или еще куда-нибудь подальше от этого пляжного балагана.
Если у меня когда-нибудь будет такая возможность – я обязательно снова съезжу на Балканы. Отправлюсь в Национальный парк Тара в Сербии, покатаюсь на Шарганьской осьмице (узкоколейной железной дороге, проложенной высоко в горах) и, не сомневаясь, снова съезжу в Черногорию. Только уже не летом, а осенью или весной. Когда погода станет не изнуряющей, а просто теплой. А из-под груд разбросанных по пляжу человеческих тел покажется настоящая «Црна Гора», которая в этот раз, как будто, упорно пряталась от меня (и попутно – от других сотен тысяч туристов). И вот тогда эта страна, наверно, действительно будет сказочным местом. Как вам такой план?
В завершении рекомендуем вам также почитать другие наши статьи о Сербии и Черногории.
- Как поехать в Черногорию самостоятельно: жилье, страховка, авиабилет и многое другое.
- No Exit: сербский Нови-Сад и все, что я знаю о самом красивом городе Сербии.
- Сербская матрешка. Земун — другой город внутри Белграда.
- Босиком по мостовой. Прогулка по старому городу Будвы.
- Черногория: виза для белорусов и другие нюансы поездки.
Stas
27.10.2016 — 02:03
Черногория приняла в этом году сотни тысяч белорусских туристов? )
AntonBaradachou
27.10.2016 — 08:44
Хм... У вас есть более точные цифры? Я могу поправить статью. Написать: приняла 201 017 туристов. Ну или как-то так. Думаете я это загнул с «сотнями тысяч»?
Stas
27.10.2016 — 19:33
Загнул, не то слово))))
У министерства туризма Черногории, конечно есть статистика
Monstat.org
Январь -43 человека
Февраль — 42
Март — 93
Апрель — 379
Май ~3К
Июнь ~ 8К
Июль ~ 15К
Вообщем, менее 30 тыс...
AntonBaradachou
28.10.2016 — 09:32
Я когда готовил эту статью, нашел информацию о том, что Черногория входит в ТОП-10 самых популярных стран среди белорусских туристов. Где-то она была десятой в списке. Где-то девятой или восьмой. Поэтому я и решил, что наших туристов там должно быть много. Спасибо, что нашли точную информацию на этот счет. Сейчас поправлю текст. Это не принципиально. Как-то не постарались наши туристы.)) Хотя и черногорцы — те еще раздолбаи. Когда мы первый раз пересекали границу, у меня сложилось четкое ощущение, что черногорские пограничники думают, что Беларусь — это какая-то вымышленная страна. Поэтому я искренне удивлен, что у их статистических агенств есть хоть какая-то информация на наш счет. Хотя белорусов в Будве я встречал регулярно. И машины с белорусскими номерами. И автобусы наших турфирм.
Stas
28.10.2016 — 10:51
Я читал насчёт границы) на самом деле они очень подозрительно и с недоверием относятся к англоговорящих так скажем) я там был 3 раза и знаю о чем говорю. Реально иностранцев там приезжает три калеки в год. Основная масса сербы, русские, хорваты и снг. Надо говорить везде на русском или смеси с сербским и все будет по другому. Добар дан, хвала тебе и прочее. Русский они хорошо понимают язык похож. Сразу понимают что свой)) скидки отношение и прочее. Там этим можно вполне пользоваться. На границе сказал бы бела-русси же маленько русси кака виза ты что и через секунду въехал бы)))
AntonBaradachou
28.10.2016 — 12:17
Черногорцы — да. В итоге мне с ними было намного удобней просто тупо по русски разговаривать, чем вести диалог на английском. Хотя в итоге, они нашли у себя на границе одного англоговорящего чувака.))) На обратном пути они повесилили меня очень. Просто мы въезжали со стороны Сербии, после того как... хм... не помню уже сколько дней... общались с балканцами исключительно на английском. Вообще, Черногория — да. Но насчет Сербии я с тобой в корне не согласен. Я как-то в Нови-Саде встретил девушку в баре, которая сказала, что не говорит по-английски и учит русский. Я ей говорю: «Так давайте по-русски». Она захлопала глазами, извинилась и убежала. Это был мой самый продолжительный разговор на русском в Сербии. Когда я встречал в Сербии какого-то человека, который не говорит на английском, я всегда сразу переходил на русский. Знаешь, сколько раз мне это помогло? Ноль. Потом стали переходить на немецкий. Многие балканцы жили в германоязычных странах после войны. И это, порой, давало результат. Я согласен языки похожи (надписи удобно читать). Но единицы из тех сербов, с которыми общался я, что-то действительно понимали по русски. А на английском сербы, наоборот, говорили отлично. Даже бабушки, вполне могли объяснить дорогу или указать нужную остановку. Вообще, сербы — очень открытые и приятные ребята. У меня в жизни было несколько таких городов, где мне хотелось просто остаться жить. Белград и Нови-Сад — одни из них. Жалею только, что не смогли съездить в нацпарк Тара и в деревню Кустурицы. А ты там был?
Stas
28.10.2016 — 13:11
Я только про Черногорию и говорил)) в Сербии был только пару раз в Белграде)) Черногория это русский курорт по сути, ну или славянский так скажем. Иностранцев там мало, поэтому и английский не распространён. Курорты всегда подстраиваются под клиентов, а клиенты сам знаешь откуда, но в целом Балканы понравились) англоязычные их напрягают чуть чуть, редкость это там) половина населения Черногории сербы, как и чем они отличаются от черногорцев лично я не знаю, поэтому сказать кто там лучше на русском говорит или понимает не скажу, но говорю курорт есть курорт, в условной Анкаре тебя по русски не поймут, а вот в Анталье...)))
AntonBaradachou
28.10.2016 — 14:09
О да...)) Тут ты прав, конечно. Курорт еще какой. Я кстати, не люблю такие «курортные курорты». А насчет языков... Я постоянно пытался узнать у черногорцев, на каком они языке говорят — на сербском или черногорском. Все (лично мне) отвечали, что на сербском. Один даже сказал, что язык называется черногорским, но он сам не знает, в чем разница между сербским и черногорским языком. А вот в интернете как-то прочитал, что назвать черногорский язык — сербским при жителе Черногории, значит нажить себе кровного врага. Хотя лично я этого не прочувствовал. А ты? Лично мне показалось, что это скорее политический вопрос, чем лингвистический. То что половина населения Черногория это сербы — это да. Хотя сами по себе (чисто внешне) страны эти не очень похожи. Мне Белград местами очень Минск напоминал. Суботица и Нови-Сад — этакая Австро-Венгрия с постсоциалистическим налетом. А вот Черногория... Моей Тане она постоянно Италию напоминала. Внешне — совершенно разные страны.
PS. А насчет английского в Черногории — это да. Они те еще англичане (как и грузины, кстати). Хотя парень по имени Марко, у которого мы снимали комнату, очень хорошо говорил по-английски. Очень. Все остальные — лучше понимали русский. Я, кстати, слышал мнение (уже в Сербии), что в Будве не так много черногорцев, как может показаться. Мол половина — обслуживающего персонала на побережье россияне и украинцы приехавшие на заработки. Так это или нет — не могу судить. Но в той же Будве очень многие говорили по-русски именно как на родном языке (я имею в виду — продавцов, риэлторов, пацанов, которые возят туристов на остров святого Николая) и тд.
Stas
30.10.2016 — 04:19
Вся бывшая Югославия разговаривает на сербскохорватском языке. Другого там нет. Остальное диалекты. Вся Черногория 600 тыс населения, Минск 2 млн, Москва 15 млн. Тогда можно говорить о Минском или Московском языке. Хотя по сути это будут диалекты)) в Ростове кОрова, в Москве кАрова, хотя написание будет идентично)) то есть разговорный язык там условно сербскохорватский.
Насчёт Будвы. Я не видел там массово ни украинцев ни русских в виде обслуживающего персонала. Страна не богатая, языковых барьеров не имеет, смысла в наёме русскоязычных не много. Это не говорит, что их там нет, но массово иметь русскоязычных сотрудников там смысла реально нет.
AntonBaradachou
30.10.2016 — 09:10
После развала Югославии многие стали собственные языки изобретать. Это понятно. Мне было интересно, насколько черногорцы обижаются на то, когда их язык (диалект) называют сербским. Читал об этом в интернете. Надо будет у этого Марко спросить. Мы с ним сейчас иногда переписываемся в Фейсбуке.
Кстати, так для справки: не вся бывшая Югославия говорит на сербскохорватском. Там есть еще как минимум два языка — словенский и македонский.
Stas
31.10.2016 — 14:19
Спроси) но марко может оказаться сербом) как и чем они отличаются все равно не понятно))
Насчёт языков бывшей Югославии ты понял о чем я)) а так в Воеводине ещё венгерский, в Косово албанский и так далее)) основной сербохорватсий))
AntonBaradachou
31.10.2016 — 14:59
Ок. Спасибо за долгую беседу. Конечно, я тебя понял. Я не хотел показаться занудой, просто мне действительно интересен этот язык. Хочешь прикол: я его даже учил две или три недели. У нас в институте были бесплатные курсы корейского и сербскохорватского языка (точнее — хорватско-сербского с латинскими буквами и акцентом на Хорватию с их обилием заимствованных слов). Вот я его и выбрал. Потом бросил, когда появилась возможность поменять его на польский. Не могу сказать, что я жалею об этом (в Сербии я спокойно со всеми общался по-английски). Но с тех пор я питаю особую слабость к славянским языкам. Как бы это странно не звучало. Я всю эту поездку в Сербию собирал везде какие-то необычные и смешные слова. Даже хотел написать какую-то отдельную статью на эту тему. Например, про пиво, на котором была надпись «Вкус больи». Про ставшее классикой «Пази деца» и про Новака Джоковича на плакате с надписью «Понос Србије». Жаль, интересного материала набралось не очень много.))) Тем более почти сразу после возвращения с Балкан мы поехали в Грузию. Я сейчас в основном про нее пишу.
Даниил Привольнов
02.11.2016 — 10:44
Интересные рассуждения, во многом пересекающиеся с моими. Я прожил месяц в Нови-Саде, а потом два месяца в Черногории. Сначала показалось, что Сербия, действительно, та самая серая мышка, о которой идет речь в статье, но только в Черногории понял, что она гораздо круче. Отнять у Черногории море и горы, ничего у нее не останется. С какой радостью я пересекал границу Черногории и Хорватии, кто бы знал ))) Сейчас тут и сравниваю эти две страны. Все не в пользу Черногории, разве что цены дешевле на 20-30%.
AntonBaradachou
02.11.2016 — 16:27
У меня за всю жизнь было всего несколько стран, где я действительно чувствовал себя, как дома. Сербия — одна из них. Спасибо за такой развернутый комментарий. Только не отнимайте у Черногории море и горы.))) Жалко ребенка.))) Ей всего десять.)
Александра
30.01.2018 — 23:29
Черногория не является русским курортом, вы это по Будве так решили просто. Ежегодно в Котор на лайнере прибывает треть всего турпотока страны, а там — мериканцы, китайцы, итальянцы и т.д — весь мир!
Приехали бы вы в мае или октябре — здесь кайф! И в плане погоды, и чистоты, и низких цен
AntonBaradachou
31.01.2018 — 11:43
Да, я знаю. У меня есть друг, которые постоянно в Черногории проводит весну. Он мне то же самое рассказывал. Летом я увидел Будву такой. Но вообще, это, конечно, была ошибка ехать на южный морской курорт в самый разгар лета. Знаете, как говорят, худшее, что вы можете сделать со своим отпуском — это взять его в июле-августе. Сказать, по правде, я наверное, больше не поеду в Черногорию. Если говорить про Балканы, та же Албания меня сейчас привлекает больше. Но я согласен с вами, что весной и осенью в Черногории, наверное, здорово. На такие курорты всегда лучше ехать весной/осенью.
Гена
30.06.2018 — 01:08
Ну, не знаю — как по мне — Монтенегро — шикарная страна, и люди открытые, и совсем не навязчивые в плане сервиса — совсем наоборот — неоднократно мне на рынке местные угощали ракией, пршутой, оливками итд итп — люди очень доброжелательные, к Украине например с большой симпатией относятся. Море в Черногории шикардосное, винишко достойное, для путешественника страна чудо как хороша — горы пейзажные, города колоритные, цены не кусаются. Сербия и рядом не стояла. Белград в принципе неплох, но не то чтобы ах. Где то уровень Бухареста, только с Дунаем. Кстати Дунай чем то делает Белград схожим на Киев (тока Киев круче намного). А больше в Сербии приличных городов не замечено — Нови Сад к примеру далеко не тот город, куда хочется поехать специально — так, проездом можно глянуть, но не более того. Вывод — с яркой и самобытной Черногорией Сербию сравнивать некорректно. Слишком разный уровень.
AntonBaradachou
01.07.2018 — 22:02
Ну... Это кому как. Это нормально, что у всех свое мнение:) Один знакомый серб мне тоже сказал, что настоящая Черногория — это горы, а не море. На море сплошь гастобайтеры, которые приехали заработать и потому постоянно цепляются ко всем. Насчет чего я тоооочно не согласен, так это насчет вино. Вино там ни чем. Может вы какие-то особо дорогие сорта пили?
Гена
02.07.2018 — 21:44
Насчёт виноделия в Монтенегро все просто как дважды-два: красный вин — енто Вранац, белый вин — Крстач. Сухари. Ценовой диапазон в мкгазине от полтора евро за литровую бутылку молодого ординарного винишка и до неприличных цен за выдержанное вино с амбициями. По своему опыту атвецццвтвенно заявляю,что за 6-8 евро можно взять очень приличное винишко, а если в холодильничек да с жарюки — самое то. Есть там у них всякие там фруктово- шелковично- ароматизированные шмурдячки для девочек — но этот сектор винодельческой отрасли Монтенегро остался непонятным