За свою жизнь я уже десятки раз пересекал границы самых разных государств. Но свой опыт общения с таможней Черногории я все равно, наверное, запомню еще очень надолго (по крайней мере, до тех пор, пока старческий маразм не начнет воровать у меня воспоминания). С местными таможенниками мне довелось общаться всего пару раз. Но каждая наша встреча все равно превращалась для нас в какой-то небольшой, но очень веселый спектакль.
С чего бы начать эту историю? Хм… Дайте подумать… Наверное, с горных дорог западной Сербии, которые напрочь убили во мне какое-либо желание спать. Я смотрел на отвесные скалы и горные обрывы, которые мелькали за окном автобуса, и мое сердце едва не выскакивало из груди. Я закрывал глаза, скорее, только для проформы – просто, чтобы не видеть, как наш белградский водитель, лихо выкручивая руль, разъезжается на узкой ночной дороге с какой-то очередной легковушкой. Вы только представьте себе это: с одной стороны скала, с другой – обрыв, а из-за очередного поворота то и дело выскакивают встречные авто! Я бы от такого зрелища хотя бы сбавил скорость. А наш водитель (этакий лихой полковник югославской армии) даже не думал пасовать. Тормоза для слабаков! И, накреняясь с автобусом, то вправо, то влево, мы все летели и летели куда-то в ночь – туда, где впереди нас ждали заветные пляжи Адриатического моря. В конце концов, чего мне бояться? Если умру, все равно попаду в рай.
Дорога стала ровней только, когда мы подъехали к сербской таможне. Хотя, если бы мне все-таки довелось уснуть, вполне возможно, что ее я бы просто не заметил. Что представляет собой сербско-черногорская таможня со стороны сербских КПП?.. Да ничего особенного. Вагончик, улица, фонарь… Вот и вся таможня Сербии. Мы прошли ее за 10 минут. У нас забрали паспорта, а затем вернули их обратно. Все легко и быстро. Может они просто знали, что все самое интересное ожидает нас впереди? Или это было мое собственное шестое чувство?
Акт первый: путь «туда»
Итак… К черногорской таможне мы подъехали около трех часов ночи. Водитель собрал все паспорта у пассажиров и понес их к пограничникам. Проходит минута, другая… И тут он прибегает назад. А в руках у него два синих паспорта (стоит ли говорить, что у сербов и черногорцев паспорта красного цвета, а у многих вместо них и вовсе идентификационные карточки?). Ну… короче… вы догадались, чьи это были паспорта.
Я говорю: «Что случилось?».
А он мне: «У вас визы нету».
Я говорю: «Какая (н*х*й) виза? Черногория для белорусов – безвизовая страна».
Но… Это знали мы. А сотрудники пограничного контроля на черногорской стороне границы, видимо, вовсе полагали, что мы приехали из какого-то вымышленного государства.
Ну… блин… ребята… Это сейчас как-то можно спокойно об этом говорить. А тогда я был весь на нервах.
Разукрашенная всей имевшейся в Черногории косметикой женщина средних лет водила здоровенным наманикюренным ногтем по моей старой шенгенской визе и говорила: «Вам трэба шенген. Виза. Разумеш?»
Я ей: «При наличии туристического ваучера или приглашения от частного лица Черногория для белорусов – это безвизовая страна» (на английском).
Она мне: «Не… Трэба ваучер И шенген».
Таня ей: Voucher OR shengen».
На что наша ночная бабочка отвечала все тем же: «Трэба шенген».
Мы с Таней в один голос (на английском): «Мы связывались с посольством. Проверьте правила въезда на сайте посольства. Там есть вся информация на всех языках».
Размечтались номер два. «Трэба шенген» и точка. Кто еще пойдет какие-то правила проверять? Кому это надо? (Наманикюренный палец царапает мой паспорт. Гигантские накладные ресницы гоняют свежий ночной воздух. Мы все стоим на своем. Где-то уже совсем недалеко плещется Адриатическое море).
В конце концов, ситуацию разрулил ее начальник. Но КАК разрулил – это отдельная история.
Подходит ко мне мужчина лет сорока и говорит по-сербски: «Куда едешь?».
Я: «I’m going to Budva. We have prepaid apartment in this town. We gonna stay there for seven days».
Он: «Колико дней?»
Я: «Семь».
Таможенник просиял: «Аааа!!!!! Так ты русский язык говоришь!» — выдал он на каком-то странном только что выдуманном наречии, в котором в эту минуту смешались чуть ли не все славянские языки.
«Ну да», ответил я, пытаясь одним взглядом передать ему всю свою ненависть. «Конечно, говорю (бл*дь). Это мой родной язык (с*ка).
Он: «Аааа… Ну тогда бай-бай».
Таможенник развернулся и ушел. А я с Таней так и остался стоять перед дверью автобуса.
Это «бай-бай» я сначала даже не понял до конца, но где-то на уровне подсознания догнал, что все теперь хорошо. Он пошел, поставил нам штампы. И мы вернулись обратно в автобус. Все. Едем дальше. А эти два дебила все никак не выходят у меня из головы. Ну вот ребята, ну подумайте своей адекватной белорусской головой. Если ты работаешь на границе и сомневаешься в правилах въезда для граждан той или иной страны… Что нужно сделать? Правильно: пойти проверить перечень безвизовых стран, посмотреть документы с правилами пересечения границы. В конце концов, просто открыть сайт посольства и почитать там то, что тебе не понятно.
Ну а вот это: «Ааа!!! Ну так ты говоришь по-русски! Ну, тогда езжай» — это вообще за границами добра и зла. Может он думал, что по доброте душевной делает нам одолжение? Я таких раздолбаев в жизни не встречал (а я пять лет учился в частном вузе, где всем на все плевать). С одной стороны: хорошо все, что хорошо кончается. С другой стороны: это воооообще ненормально, когда сотрудники таможни не знают законов своего же государства в своей непосредственной рабочей области.
Блин… Ну он бы у меня с таким же успехом мог бы спросить, кто мой любимый персонаж в «Игре престолов» или за какую команду я болею.
— За «Партизан»!
— Ну, тогда проезжай, дорогой.
— За «Црвену Звезду»!
— Ах ты, гад! Всем лежать, мордой в пол.
Мы пересекли границу. Поехали в Черногорию. И, в конце концов, очень даже неплохо отдохнули в Будве. Но ровно через семь дней моя история любви с черногорской таможней неожиданно получила свое продолжение. Но в этот раз все получилось еще интересней...
Акт второй: путь «оттуда»
Стоит ли говорить, что возвращались в Сербию мы тем же путем и через тот же самый КПП на черногорской границе, как и в самом начале поездки? Я сидел в том же автобусе, который вел все тот же сумасшедший сербский камикадзе. А проверять паспорта в условный час Икс к нам в автобус пришла все та же черногорская Мадам Брошкина? Когда она подходила к нам с Таней, я четко видел на ее лице, что она нас узнала. Хотя она всеми силами старалась это скрывать. Под трехметровым слоем штукатурки на ее лице не дрогнул ни один мускул. Но она нас узнала… Я это абсолютно точно знал… И через пару минут я получил тому отличное подтверждение…
Почему я так уверен? Просто уже совсем скоро в нашей истории появился еще один новый персонаж – бойкий молодой парень, который прибежал в автобус и на чистом английском (!!!!!) позвал Антона Бородачева. Я вышел из автобуса. И он спросил: «Татсиана Кхмиалнитская… тоже с тобой?». Я кивнул. И он добавил: «Аааа… Ну тогда все ОК» (мол не будем ее тревожить).
Мы подошли к окошку таможни, и я спросил: «Что случилось?».
Он говорит: «У вас нет вот такой вот бумажки» и протягивает мне два российских паспорта, в которых лежали какие-то небольшие вкладыши. «Посмотри», — говорит. «Там есть вариант перевода на русский».
Вкладыши назывались очень витиевато. Названия я сейчас выдумываю, но звучало это как-то примерно так: «Регистрационное свидетельство контролирующего органа о факте проведения оплаты туристического сбора по месту пребывания в Республике Черногория». Повторяю: название выдуманное, но оригинал звучал не менее круто и мудрёно. Или по крайней мере, показался мне таковым в три часа ночи.
Хотя секунду спустя я все-таки сообразил о чем идет речь.
«Ааа… Белый картон?!» — спросил я.
«Да…Да... Белы картон» — закивал мой случайный собеседник.
Сейчас небольшое лирическое отступление для тех, кто не знает, что это такое. По сути, это бумажка подтверждает оплату особого туристического сбора, который взимается с иностранцев за каждый день пребывания в Черногории. Как правило, на курортах он составляет 1 евро. И может оплачиваться как самими туристами, так и хозяевами арендного жилья. Вот у нас как раз был второй случай. И это, собственно, я и начал объяснять своему новому другу-таможеннику. Все дело в том, что за нас этот сбор платил хозяин виллы, в которой мы снимали апартаменты. А бумажки, подтверждающей факт оплаты у нас не было по одной простой причине: хозяин жилья уверил нас в том, что вся необходимая информация теперь заносится в компьютерную базу, поэтому сами бумажки об оплате уже как бы и не нужны.
Я объяснил эту ситуацию пограничнику, и после этих слов он как-то многозначительно сморщился.
«Ааа… Понимаю. Понимаю» — затараторил он. – «Но вы знаете, что хозяева жилья в нашей стране, к сожалению, далеко не всегда бывают порядочными. Берут у туристов деньги, а саму регистрацию не делают, забирая деньги к себе в pocket».
«Так что такой компьютерной базы не существует?» — спросил я, хотя в этот момент я намного больше доверял словам хозяина нашего жилья, чем уже полюбившейся мне таможни.
Пограничник снова сморщился, а потом выдал мне прямым текстом:
«База существует. Но ведь чтобы проверить вас нам нужно компьютер включать. Проверять вас по базе… Тратить время… А ведь уже три часа ночи… Мы все устали. Вот у этих ребят из России есть такие бумажки, а у вас — нет».
На это я уже не нашел, что ответить. Такого ответа я никак не ожидал. Хотя потом пару недель спустя, прочитав другой репортаж о работе черногорской таможни, я подумал, что, возможно, этот парень просто хотел срубить с меня немножко money. Но подчеркну: это сугубо мое предположение. В ту теплую июльскую ночь вся эта шарашкина контора казалась мне просто командой профессиональных лентяев.
Мы пару минут помялись на месте. И, видимо поняв, что ничего они от меня не дождутся, таможенники ушли к себе в будку включать свой ненавистный компьютер, который они так старательно все это время избегали. Мы остались с этим парнем вдвоем. И тут он заметно оживился.
«А ты откуда?»
Я говорю: «Беларусь».
«А чем занимаешься? Учишься или работаешь?»
Я отвечаю: «Я трэвел-блогер, езжу по странам и потом про них всякие гадости пишу».
«Ааааа!!!» — протянул мой собеседник. А потом неожиданно рассмеялся: «Так значит, получается, если мы сейчас punish you, то ты напишешь потом у себя (цитирую) Черногория фууууу?».
«Так и напишу», — ответил я, притворно улыбаясь, как будто это была шутка.
«А как тебе наша страна?»
«Хорошая, но жарко очень и ваши горные дороги очень страшные».
«А еще у нас красивые девушки!» — рассмеялся мой новый друг и, поймав проходившую мимо мадам с маникюром, легонько приобнял ее, как бы представляя ее в качестве примера. О том, что на вид она была старше его почти вдвое, я сейчас робко промолчу.
В этот момент наш разговор принял совсем неформальный оборот. А слова «черногорская таможня» окончательно стали в моем сознании чем-то нарицательным (вроде фразы «цирк шапито» или чего-то в этом духе). На звуки смеха к нам стали потихоньку как бы незаметно (бочком) сходиться другие черногорские таможенники. И через пару минут мы с их начальником (тем самым, который очень любит русский язык) уже на ломанном русско-сербском наречии обсуждали Лукашенко и «как там вообще дела у нас в Беларуси». Цирк набирал обороты. Сорок сербов и два россиянина, сидевших в автобусе, терпеливо ждали и молча смотрели это представление из окна.
«Беларусь – это же почти Россия?..»
«Да, нет, вообще-то…»
Но этот Балаган Лимитед меня уже не слушал.
«Не одно и то же – но «почти»... Один язык… Мы с Сербией тоже – почти одно… Если я захочу, я прямо сейчас туда могу сходить!.. Это все политики нас ссорят!.. А Босния – это маленькая Югославия… Босния тут тоже недалеко!». И так далее по тексту. Бесконечное балканское «бла-бла-бла» увлекло и понесло меня за собою.
Блин… Не знаю, как вам объяснить. В тот момент глядя на весь этот балаган, я четко решил для себя, что точно напишу статью об этой чудаковатой компании черногорских таможенников. И единственное, о чем я жалел в тот момент было то, что я так и не решился попросить их о совместном фото. Как бы это странно не звучало, но только здесь, на границе страны я впервые за всю неделю, проведенную в Черногории, прочувствовал ее уникальный шарм и колорит. О наших впечатлениях о Будве я еще напишу подробней. Но забегая немного вперед, скажу, что Будва – это продукт, ориентированный на туристов. В ней много показухи и фальши. Поэтому и местный колорит там какой-то ненастоящий и пустой. На контрасте с Сербией это очень сильно бросалось в глаза. Поэтому столкнувшись во второй раз с этой веселой и раздалбайской компанией черногорских таможенников, я был очень рад тому, чтобы хотя бы тут мне все-таки наконец удалось увидеть настоящих черногорцев. Веселых, беспечных, немножко ленивых, но очень дружелюбных. Насколько они разозлили меня своей беспечностью в первый раз, настолько же и повеселили во второй. Поэтому будем считать, что мы квиты.
Как найти дешевые билеты на самолет: советы от авторов блога.
Знаете как, в конце концов, закончилась эта история? Тем, что из автобуса, не выдержав долгого ожидания, выскочила моя Таня.
— В чем дело? – спросила она. – Все в порядке?
— Да, — улыбаясь ответил я. — Это цирк какой-то.
И буквально через секунду, словно подтверждая мои слова, из окошечка будки, рядом с которой мы стояли, высунулся старый усатый пограничник и, протянув наши паспорта (с которыми, конечно, было все в порядке), на какой-то смеси языков спросил меня: «Так ты из Минска?»
Я ответил: «Да». И он как-то заговорщицки рассмеялся.
«Так передавай привет… Лу-ка-шен-ко!!! I like him! Он у вас very nice guy!»
Я обещал, что непременно передам ему привет (от неизвестного усатого чувака с черногорской таможни). Но обращаться за этим к сестре мне как-то не очень хочется. Поэтому будем надеяться, что Александр Григорьевич читает мой блог. В конце концов, он теперь не под санкциями. Может ехать, куда захочет. А мой блог как раз посвящен путешествиям. Поэтому напишу это здесь. Он зайдет, прочитает, рассмеется в усы и с хорошим настроением пойдет придумывать нам, белорусам, какой-нибудь очередной налог. Поэтому напишу это жирным шрифтом: «Александр Григорьевич, вам привет от черногорских таможенников». Держитесь там. Мы лайк вас. Вы у нас вэри найс гай.
В завершении статьи прилагаю фотографию своего паспорта, в который отметку о въезде в Черногорию мои новые друзья поставили мне вверх-ногами. Да и еще не на той странице. Раздолбаи… Честное слово… Но обаятельные!
Посвящается сотрудникам контрольно-пропускного пункта «Добраково». С наилучшими пожеланиями, Антон Бородачев.
О других наших путешествиях читайте здесь :)
Olga Taskovich
30.08.2016 — 20:42
Интересно. Черногороцы «бырзоногие». Это определение когда то очень давно лет 17 назад я услышала от сербов. Ну и сама имеля радоость общения с ними. Они такие православные чеченцы. Могу тоже много добавить. Тем более, что этим же летом перемещались очень активно из Сербии и обратно в Гецию (через Македонию) и из Болгарии и обратно. К сербам претензий нет, а вот македонцы и болгары оооочень повеселили. Удачных путешествий.
Вадим
31.08.2016 — 11:58
А мне рассказ очень понравился. Спасибо большое! Это и есть САМЫЕ НАСТОЯЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПУТЕШЕСТВИЯ, а то пишут по шаблону, корча из себя журналистов-публицистов. А тут живое слово очевидца. Я из России, никогда (пока) не был в Сербии, но очень уважаю этот народ, а в белорусах так просто души не чаю, и считаю эти народы нашими братьями, чего бы там эти долбаные политики не делали. Да, обстановка сейчас очень не простая, но всё-равно надо стремиться к сотрудничеству и доброму отношению между простыми людьми, — нам делить нечего, нам надо трудиться и на заработанное посмотреть творения рук БОГА и человека. Большое спасибо за статью! Всем успехов, удачи и интересных путешествий!
AntonBaradachou
31.08.2016 — 19:01
Спасибо большое Вадим за такие добрые слова) Полностью с Вами согласен! Надеюсь наши будущие репортажи Вам тоже понравятся).
bytrina
05.10.2016 — 19:33
Нашим народам при любой власти и во все времена делить было нечего, и теперь несмотря на политические дрязги, общаемся как и раньше, правда теперь не по почте, а по Скайпу.
Kurlander
24.02.2018 — 23:56
Я в Которе бывал — впечатления очень хорошие.
А про Будву в англицких сайтах пишет похоже — через чур туристична.
Сербов пока лишь в Сербской Республике, в Требинье встречал. Но в Сербию тоже собираемся.
Интересно было почитать.
AntonBaradachou
25.02.2018 — 09:19
Да, в Будве с туристами перебор. Но тут нужно еще делать скидку на то, что мы были в Будве в самый разгар сезона. Может быть в мае там совсем другая картина. Я не знаю. Но лично меня Будва не особо впечатлила. А что касается сербов — их в Черногории очень много. Хозяин жилья, которое мы снимали, например, так и не смог однозначно сказать, на каком языке говорят в Черногории. Говорит: официально он называется черногорским. Но фактически — это сербский. И сам, как я понял, он испытывал теплые чувства к Сербии. Мне понравилась эта страна. Она не такая красивая, как Черногория. Но очень настоящая, искренняя, душевная. Там прямо на улице к тебе может кто-то подойти и заговорить — просто потому, что вы ему понравились. Съездите в Сербию. Это очень приятная страна.
Галина
05.02.2020 — 21:20
Прочитала и поверила каждому слову. И посмеялась от души. Действительно они такие. Очень живо описано,как будто бы сама там побывала с вами. Сейчас уже отменили и ваучеры для белорусов,но по привычке таможенники их все равно спрашивают. Так что белорусам уже ничего не нужно:) кроме паспорта конечно. Ну и белый картон тоже уже не выдают. В мае Будва совсем другая, поверьте на слово. Живём здесь 3- й год. Обожаю эту страну и черногорцев. С ними не соскучишься!:)
AntonBaradachou
11.02.2020 — 12:19
Да, давно уже эта статья была написана. Я уже и не вспоминал о ней. Нужно перечитать. Тоже хочу посмеяться. Спасибо за комментарий.
Людмила
05.09.2021 — 18:50
Это в этом году вы ездили в Черногорию через Белград...так как нет прямого рейса?? В Буду и Тиват??
AntonBaradachou
08.09.2021 — 08:44
Нет, это очень старая статья. Наверно, 2016 года.