Я узнал об этом поезде в каком-то Инстаграме, хотя обычно очень редко перед поездками собираю информацию в социальных сетях. Я посмотрел пару видео-роликов, почитал несколько статей и понял, что приехать в Боржоми можно уже только лишь ради него. Раритетная узкоколейка в горах, много красивых видов и сразу несколько открытых площадок, где можно делать селфи с риском для жизни (высовываешься из вагона и только и смотришь, как бы не получить ближайшей сосной по лицу).
В итоге после недолгих обсуждений мы выделили под эту поездку отдельный день, собрали вещи и отправились в Бакуриани (который сам по себе, конечно, мне na her не сдался). Что из этого получилось читайте далее в этой статье. Тут будет минимум слов и максимум фотографий. Просто хочу поделиться с вами впечатлениями, которые стали для меня самыми яркими за всю поездку.
Немного истории (честно, совсем немного).
Узкоколейная железная дорога из Боржоми в Бакуриани появилась на рубеже 19 и 20 веков, чтобы доставлять отдыхающих к минеральным источникам, находящимся высоко в горах. В строительстве даже принимал участие Густаф Эйфель, спроектировавший мост над рекой Цемисцкали. В настоящее время фотографии поезда, проезжающего над пропастью по этому самому мосту, стали одним из символов «Кукушки».
Кстати, о «Кукушке»… Это прозвище поезд получил во времена СССР, когда так называли все небольшие составы. В те времена по этой дороге стали часто курсировать грузовые составы, перевозившие найденный в местных штольнях андезит. Однако туристическая составляющая всегда оставалась основной. И только лишь после развала Союза дорога стала понемногу приходить в запустение.
О «Кукушке» снова вспомнили только во времена Саакашвили. Тогда появился проект, по которому поезд собирались превратить в аттракцион для детей. Но проект был реализован не до конца, и новую жизнь «Кукушка» получила лишь в 2016 году. Вагоны привели в порядок, дорогу отреконструировали и поезд снова превратился в туристический аттракцион. Но подробней об этом я расскажу уже в следующем пункте.
Боржоми: что посмотреть и чем заняться (помимо питья минералки).
Практическая информация
Сегодня из Боржоми в Бакуриани ежедневно отправляется два поезда и такое же количество следует в обратном направлении. При этом имейте ввиду, что все составы отходят не от основной станции «Боржоми-Парк», которая расположена в центре, а от небольшой площадки (с каким-то безумно голливудским названием) «Черная река». Это примерно в трех километрах от центра.
На некоторых картах (например, Maps.me) она также отмечена как «Borjomi-Freight». Добраться сюда можно пешком или на такси (больше 3 лари не платите). Местные также говорили, что к станции подъезжает какая-то маршрутка, но честно говоря, ее номер я не знаю.
Время отправления поезда из Боржоми:
- 07-15
- 10-00
Время отправления из Бакуриани:
- 10-55
- 14-15.
Стоимость билетов 2 лари. Оплата производится прямо внутри вагона – покупать билеты заранее не нужно.
Время в пути – 2,5 часа (хотя, как мне показалось, наш поезд приехал быстрее). Добираться по железной дороге туда и назад нет никакого смысла. Поэтому большинство туристов едут в Бакуриани на этой самой «Кукушке», а обратно возвращаются уже на маршрутке (она стоит 3 лари и едет чуть более часа).
Между нами горы
Когда поезд тронется, вокруг вас сразу начнется всякая красота. Сначала горы…
Потом леса…
Виды вокруг просто безумно живописные. И даже заброшенные станции, попадающиеся на пути, придают этим местам дополнительную толику грузинского колорита.
Что касается туристов в вагонах, то в апреле их было относительно немного. Вагон был заполнен примерно на две трети, но с учетом того, что многие (как и я сам) предпочитали проводить время на открытых площадках, поездка проходила вполне комфортно. Я не могу сказать, что мы как-то особо друг другу мешали.
Дорога плавно уходила вверх.
Весенний Боржоми постепенно сменялся зимним Бакуриани.
И единственным, за что я переживал, был тот самый мост Эйфеля, который, по сути, я так и не увидел.
Бакуриани
Чем больше мы забирались в горы, тем больше становилось снега вокруг. И если Боржоми в апреле выглядел как-то так…
То в Бакуриани лежали еще огромные горы снега.
Кстати, сам этот город вполне можно пропустить (ну если вы, конечно, не катаетесь на лыжах). Мы прогулялись тут недолго, но единственное, что мне запомнилось – это то, что в местных кинотеатрах до сих пор идут фильмы 2016 года.
Ну еще могу вспомнить вот этих худющих лошадей у дороги.
А в остальном – обычный грузинский город: сначала идут какие-то трущобы, потом начинается «отельный квартал», жмущийся к подъемнику.
Может быть, я просто не изучил его основательно, но единственным развлечением, которое мне удалось отыскать в Бакуриани стал вот этот подъемник, увозящий туристов куда-то далеко в царство бесконечных гор и бесконечного снега.
В апреле 2019 года проезд туда-обратно стоил 7 лари. Мы поднялись на гору.
Посмотрели на замерзающих арабо-индусов, которых в этот раз в Грузии было как-то аномально много.
Наделали кучу красивых фото на фоне заснеженных пейзажей.
А потом поехали вниз (попутно напугав, копавшуюся в мусоре собаку, которая, по-видимому, не ожидала, что кто-то из людей может спускаться обратно в кабинке подъемника, а не на лыжах по горному склону).
Кстати, за проезд до подъемника Дидвели от центра Бакуриани мы заплатили 5 лари. В такую же сумму обошлась нам и обратная дорога. К чему я это пишу? Просто держите в уме эту сумму и на большую не соглашайтесь. Некоторые таксисты просили у нас и по 10 лари за проезд в одну сторону.
Что касается автобусного вокзала Бакуриани, то он находится совсем недалеко от дороги, ведущей от железнодорожной станции. Вы его не пропустите. Но если что – выглядит он следующим образом.
Маршрутки в Боржоми ходят не каждый час, но ПОЧТИ каждый час. Поэтому перед поездкой к подъемнику я рекомендую вам свериться с расписанием (наша маршрутка, например, отходила в 15-00, а следующая была уже только в 17-00). Стоимость проезда (как я уже писал) составляет 3 лари. Обратная дорога занимает час и выглядит тоже весьма живописно.
В общем, это был хороший день. И если вы окажетесь в Боржоми, обязательно выделите время для того, чтобы прокатиться на поезде до Бакуриани. Уверяю вас, эта поездка вас не разочарует. Да и бюджет на реализацию плана вам потребуется совсем смешной. В какой-нибудь Германии такая поездка по горам на раритетном поезде стоила бы уже 30 евро. А тут всего 5 лари. Да и то за дорогу туда-назад.
Крепость Рабат в Ахалцихе. Как доехать, что посмотреть + личные впечатления.
Как организовать поездку в Боржоми и Бакуриани?
Как я уже писал в начале статьи, мы изначально планировали уместить эту поездку в рамках одного дня. Поэтому снимать какое-то отдельное жилье в Бакуриани не было никакого смысла. Все 3 ночи мы провели в одной квартире Боржоми. Выглядит она так.
А стоимость проживания здесь составляет 13 евро в сутки.
В целом эта квартира мне понравилась, но на момент публикации статьи она, к сожалению, уже не доступна. Поэтому в качестве альтернативы я сделал небольшую подборку хороших вариантов жилья в Боржоми. Все гостевые дома находятся в центре города. У них хорошие оценки прошлых гостей и приятные хозяева. В общем, любой из этих гестхаусов можете бронировать смело.
Что касается других сайтов, которые могут быть вам полезны для организации подобной поездки, то здесь я могу посоветовать вам следующие ресурсы.
- Cherehapa – удобный магазин страховок, который позволяет не только покупать полисы по самым лучшим ценам, но и сравнивать их между собой (ведь одинаковая стоимость продуктов далеко не всегда означает схожее качество);
- Myrentacar – сайт для аренды авто у локальных прокатчиков (которые традиционно выставляют лучшие цены). Если за время своей поездки по Грузии вы хотите посмотреть максимум мест – то этот ресурс будет вам очень полезен.
- Maps.me – бесплатные оффлайн-карты, которые помогут вам не запутаться в другой стране (и найти ту самую станцию «Черная Река» в Боржоми).
Также в конце статьи я хочу порекомендовать вам почитать мою статью о том, как доехать в Боржоми из Батуми и Тбилиси. Я думаю, она поможет вам сориентироваться в регионе и позволит сделать свое путешествие проще и приятней.