Картина Эдгара Райта «Малыш на драйве» стала для меня уже четвертым «оскарным» фильмом, который я посмотрел в этом году. Сказать по правде, уже несколько месяцев подряд я слышал много хороших отзывов об этом проекте, но все это время я старательно обходил его стороной, искренне полагая, что эта картина все равно не стоит моего внимания. Почему сходу такой негатив? Если в двух словах: я думал, этот фильм будет чем-то вроде «Форсажа 8» (гонки, перестрелки и сюжет, написанный пьяными сценаристами, которые даже не могут открыть Википедию, чтобы посмотреть, что Владово находится в Греции, а не в России; а в российском заполярье такой мороз, что герои ну никак не могут бегать там в майках и легких курточках)… Такого одноразового кино в последнее время на наших экранах было очень много. Но три номинации «Малыша» на премию американской киноакадемии заставили меня пересмотреть свое отношение к этому фильму и все-таки дать ему шанс.
В итоге картина Эдгара Райта меня не разочаровала и произвела значительно более приятное впечатление, чем я полагал изначально. Посмотреть этот фильм стоит. И абсолютно точно вам заявляю – это вообще ни разу не «Форсаж». По своей стилистике «Малыш на драйве» скорее ближе к таким лентам как «Город воров» или «На гребне волны», хотя погонь и перестрелок в этой картине действительно много. Местами «Малыш» даже напоминал мне «Ла-ла-лэнд» (например, красочными кадрами в прачечной и общим желанием главного героя делать все, пританцовывая). Впрочем, не буду уж слишком сильно забегать вперед. Давайте я лучше расскажу вам обо всем по порядку.
Сюжет
Чтобы быстро понять, о чем этот фильм просто возьмите оригинальное название ленты (Baby Driver) и сложите ее с тем названием, под которым картина появилась в русскоязычном прокате (Малыш на драйве). Вот, в общем-то, и все. Главного героя зовут Малыш, он водитель, и он на драйве. Я не шучу: реально на драйве. Ходит везде с наушниками в ушах, возит гангстеров на дело и лихо уходит от полицейских погонь, вооружившись песнями сразу с нескольких ай-подов. В детстве он вместе с родителями попал в автокатастрофу, и после этого у него в ушах постоянно звучит писк, заглушить, который можно лишь только при помощи громкой музыки. Его приемный отец глухонемой, поэтому главный герой отлично читает по губам и прекрасно владеет языком жестов. Одним словом – он движется по жизни под ритм любимой музыки. И тут все бы ничего (музыка, дом, пачки денег в полу и любимая официантка в кафе по соседству), если бы не связь главного героя с преступным авторитетом по кличке «Док». Его, кстати, в фильме играет ныне опальный Кевин Спейси. Когда-то давно «Малыш» угнал у него автомобиль с товаром и с тех пор, фактически, находится в его власти, методично отрабатывая долг. Соскочить с крючка и выйти из дела не удается даже тогда, когда долг благополучно уплачен. «Док» никак не собирается отпускать «Малыша» и, называя его свои талисманом, угрозами заставляет взяться еще за одно последнее дело. Дело, в котором с первых аккордов все идет не так… Дело, которое для всех центральных персонажей картины, вероятно, станет последним.
Море, кровь и песок. Мой отзыв о фильме «Дюнкерк» Кристофера Нолана.
Что мне понравилось в этом фильме?
Отличные гонки. Да, я говорил, что «Малыш на драйве» — это не «Форсаж», поэтому погони и перестрелки здесь не заменяют собой всю картину, а просто органично дополняют ее. Фактически для режиссера – это просто инструмент, чтобы раскрыть характеры героев и добавить картине необходимый action. Но при всем при этом дорожные сцены в фильме показаны на высшем уровне. Креатив, с которым главный герой раз за разом удирает от полиции, удостаивается от меня отдельной порции аплодисментов.
Отличный актерский состав. Тут достаточно просто сказать, что в этой картине снимается сразу два обладателя премии «Оскар». Кевин Спейси отлично играет спокойного и расчётливого главаря мафии. Энсель Элгорт снова хорош в образе славного парня. Лили Джеймс и Эйса Гонсалес просто хороши. А «Псих» в исполнении Джейми Фокса отлично нагнетает в фильме чувство тревоги. По крайней мере, мне лично находиться рядом с таким чуваком, действительно, было бы страшно. Про персонажа Джона Хэмма я и вовсе молчу. Для меня он в этом фильме стал главным открытием. В финале я болел за него. Впрочем, об этом немного позднее.
Отличная проработка персонажей. Несмотря на то, что внешне фильм представлен как классический гангстерский боевик, все персонажи картины кажутся настоящими и живыми. У них есть свой бэкграунд, своя мотивация и свои узнаваемые контуры. Им легко сопереживать. Они сходу вызывают доверие. «Псих» с его ненавистью к банкирам и почти коммунистической идеологией про воровство у воров... Жестокий и ненасытный «Док», который терроризирует главного героя первую половину фильма, но в финале предстает совершенно в другом образе... Официантка Дебора, уставшая от своей жизни настолько, что хочет просто куда-нибудь сбежать... И бывший брокер по имени «Бади» (Джон Хэмм), который может спокойно пропустить мимо ушей выпады в свой собственный адрес, но в то же время готов перестрелять весь штат Джорджия ради своей любимой девушки (Дарлин)… Объединяясь все вместе, эти персонажи создают отличный актерский коктейль. Наблюдать за ними одно удовольствие.
Многоступенчатый сюжет. Первые акты картины представляют ее как классический комедийный боевик с ненавязчивым юмором и легкой атмосферой гангстерского безумства. Все идет хорошо, и все герои в прямом смысле постоянно находятся на драйве. Однако ближе к финалу фильм и персонажи в нем постепенно становятся все более мрачными. Трупы валятся один за другим, а место привычного драйва занимает чувство мести и банальное желание выжить самому и сохранить жизнь своим близким. Такие сюжетные повороты придают фильму глубину. И это тоже серьезный плюс данной ленты.
Крутая музыка. Я где-то прочитал, что идея этого фильма выросла из клипа, поэтому музыки в картине Эдгара Райта играет очень важную роль. Все треки подобраны здорово. Одни песни для погонь, одни для ограблений, одни для романтической линии, отношений с приемным отцом или, например, финальной схватки. В этом плане тут – полный ажур. Собственно, именно этот момент в фильме и отметило жюри «Оскара».
Что мне НЕ понравилось в фильме?
Границы жанра. Все-таки, о какой бы глубине я не писал выше, «Малыш на драйве» — это, прежде всего, action-боевик, а не какая-то философская драма. Для раскрытия персонажей рамки картины кажутся несколько тесными, поэтому некоторые линии сюжета выглядят тут несколько блеклыми и поверхностными. Лучше всего это заметно по любовной линии «Малыша» и официантки Деборы. Один разговор в кафе, одно свидание плюс один совместный поход в прачечную – и героиня Лили Джеймс готова не только убежать вместе с главным героем на край света, но и бросаться ради него под пули, фигачить людей монтировкой и смиренно ждать его из тюрьмы.
Поступки главного персонажа. Я тут не хочу сильно разбрасываться спойлерами, но в финале картины, когда у него был шанс свалить по-тихому, главный герой решает неожиданно выдать кровавый перформанс. Он (типа такой хороший) бросает своих, чужих и выдает какой-то полнейший треш под малиновым соусом. Из-за его абсолютно необдуманных поступков в картине погибает целый ряд персонажей, которые лично мне были симпатичны. Поэтому я искренне пожалел, что его не убили в конце (ай… да бросьте… никакой это не спойлер).
Моя оценка
8 из 10. Один из лучших боевиков 2017 года. Картина отлично проработана, поэтому, наверняка, понравится как мальчикам, так и девочкам. Фильм берет зрителя в оборот уже с первой сцены (я не шучу: она очень крутая). И после этого держит в напряжении до самого финала.
Оценка зрителей и критиков
Фильм «Малыш на драйве» заработал в мировом прокате почти 227 миллионов долларов (в 7 раз перекрыв свой изначальный бюджет), а также получил очень высокие оценки от зрителей и критиков. На таких крупнейших агрегаторах рецензий как Metacritic и Rotten Tomatoes картина имеет 86 и 93 балла соответственно. Многие видные издания назвали картину шедевром в своей области, а Национальный совет кинокритиков США включил «Малыша» в число лучших фильмов 2017 года. В различных (преимущественно технических категориях) лента была номинирована на такие престижные награды как Грэмми, Спутник, Золотой глобус, BAFTA и приз Гильдии киноактеров США. Да, ни одной из перечисленных наград фильм не выиграл. Но для жанрового action-боевика такие номинации уже сами по себе являются серьезных достижением. Золотые статуэтки обошли фильм и на Оскаре. Здесь картина Эдгара Райта была представлена в трех технических номинациях: «Лучший монтаж», «Лучший звук» и (никогда не догадаетесь) «Лучший монтаж звука».
А вы смотрели этот фильм? Оставляйте свои отзывы в комментариях.