Я всегда ответственно относился к подобным подборкам. Но в прошедшем году желание составить этот рейтинг превратилось для меня в настоящую одержимость. Я отсмотрел практически все заметные новинки кино – от Индии до США и от Испании до Южной Кореи. Поэтому тут будет все – комедии, боевики, фестивальные драмы и мейнстримные триллеры.
Отдельно скажу пару слов и о тех фильмах, которые в этот список не попали. «Бэтман», «Фабельманы», «13 жизней», «Прорваться в НБА», «3000 лет желаний», «Треугольник печали» и очень добрый мультфильм «Я краснею»… Все эти проекты получили хорошие отзывы критиков и понравились тысячам зрителей по всему миру, но лично я отнесся к ним очень спокойно. Поэтому они сегодня будут значиться только в упоминаниях.
В отдельную категорию улетел и главный индийский блокбастер года – «Рядом ревет революция». Я понимаю, почему он номинирован на «Золотой Глобус». И понимаю, почему этот фильм может многим понравиться. Но лично я еще не готов серьезно воспринимать картины, где один герой может бросить в другого живого тигра.
Поэтому «RRR» я тоже вынесу за скобки. Это МОЯ подборка, и тут будут фильмы, которые считаю лучшими лично я. Места расположились от десятого к первому. Но даже фильм, находящийся тут на последнем месте, я могу искренне рекомендовать.
С него и начнем…
10 место. Главная роль.
Режиссеры: Мариано Кон и Гастон Дюпра.
Тут могли бы быть «Фабельманы», как главное «кино о кино». Но 15 января 2022 года на экраны вышла одна лента, которая определенно понравилась мне больше, чем семейная история Стивена Спилберга. В оригинале эта картина называется «Competencia» («Конкуренция»), но в нашей локализации она получила название «Главная роль».
В центре сюжета эксцентричная режиссерка в исполнении Пенелопы Круз, которая взялась экранизировать испанский бестселлер. И два актера, которые должны сыграть в ленте враждующих братьев. Первый – театральный интеллектуал. Второй – местный секс-символ и звезда блокбастеров. Вместе они готовятся к съемкам на многочисленных репетициях, параллельно пытаясь не убить друг друга. Но это удается не всегда.
Ради чего смотреть этот фильм? Ради легкого юмора и эксцентричных персонажей.
9 место. «Банши Инишерина»
Режиссер – Мартин Макдона.
Философская притча о двух друзьях, завернутая в оболочку черной комедии. Еще вчера Колм и Падрайк были не разлей вода и все время проводили вместе. А сегодня один из друзей вдруг заявляет второму, что больше не хочет с ним общаться. И у этого решения, кажется, нет ни одной внятной причины.
С этого начинается история о локальной холодной войне на полупустынном острове Инишерин, пронизанная десятками философских подтекстов.
Что важнее – создавать бессмертные шедевры или просто быть хорошим парнем? Можно ли оставаться друзьями с человеком, который совершенно не похож на тебя?
Когда я читал рецензии об этом фильме, мне очень понравилось, что все вкладывали в него совершенно разные смыслы. Одни видели в этой ленте историю о пустоте бытия и попытке найти смысл жизни. Другие – аллюзию на гражданскую войну, в которой всегда страдают невинные.
Если вы уже успели посмотреть это кино – напишите в комментариях, какой смысл вы в нем увидели? А я пока пойду дальше.
Ради чего смотреть этот фильм? Ради красивых пейзажей Ирландии и множества трактовок и смыслов.
8 место. «Нет»
Режиссер – Джордан Пил.
На отдаленном ранчо в Калифорнии вдруг начинается «дождь» из случайных предметов. В лошадь врезается ключ, а наездник падает на землю, убитый упавшей с неба монетой. Следствие списывает все на техническую неисправность, пролетавшего самолета. Но сын погибшего знает, что никакого самолета в тот день в небе не было. Лишь только облако, неподвижно застывшее на горизонте. И странные смерчи, которые по ночам похищают лошадей…
Фильм «Нет» — это история о брате и сестре, которые пытаются разгадать загадку смерти отца. Картину часто позиционируют, как фильм ужасов, но в реальности – это скорее добротный триллер о взаимоотношениях людей и животных.
Тут и сошедший с ума шимпанзе, устроивший кровавую баню на съемках семейного ситкома; и инопланетные существа, появление которых пытаются сделать частью ковбойского шоу… Судьбы разных героев тесно переплетаются между собой, объединенные загадкой одного неподвижного облака уже год висящего на горизонте.
Ради чего стоит смотреть этот фильм? Ради обволакивающего саспенса, атмосферы тайны и мурашек, бегущих по коже.
7 место. «Пиноккио»
Режиссер — Гильермо Дель Торо.
Очень необычное прочтение классической сказки, помещенное в антураж фашистской Италии. А еще мощное антивоенное высказывание, без которого никак не обойтись в 2022 году. Картина получилась мрачной. Поэтому это совсем не тот мультфильм, который можно посмотреть вместе с ребенком.
Это история о поисках себя, природе тоталитаризма и о том, что на войнах стариков всегда гибнут молодые. В ушедшем году был еще один значимый фильм антивоенной тематики – «На западном фронте без перемен». Это тоже очень сильное кино, но в то же время тяжелое и травмирующее. Поэтому в моем списке сегодня оказался «Пиноккио». Волшебный шарм и кукольная анимация помогают этой истории найти тонкий баланс между сказочностью и тяжестью поднимаемых в ней тем.
6 место. «Невыносимая тяжесть огромного таланта»
Фильм, где Николас Кейдж играет Николаса Кейджа. А вместе с тем просто отличная комедия на вечер, полная самоиронии и отсылок к творчеству самого мемного актера поколения.
Экранный Кейдж переживает личностный кризис. Карьера катится под откос. Он по уши в долгах, жена ушла, а дочка на него в обиде. В довершении всего ему начинает являться его молодая копия из 90-х годов, которая винит его за упущенные возможности. В глубине души позабытый актер еще лелеет мечту получить роль в новом проекте Квентина Тарантино. Но вместо этого получает лишь один отказ за другим.
От отчаяния он соглашается улететь на Майорку и за 1 000 000$ выступить там на дне рождения местного «короля оливок» по имени Хави. Тот кажется милым парнем, но совсем скоро выясняется, что оливки лишь прикрытие для наркобизнеса, а самого Хави обвиняют в похищении дочери видного каталонского политика. Поездка идет не по плану, и Николасу Кейджу придется применить весь свой актерский арсенал, помочь ЦРУ и по-настоящему примерить на себя роль героя боевика, которую ему много раз приходилось исполнять в фильмах.
Ради чего стоит смотреть эту ленту? Ради Николаса Кейджа, который давно не появлялся в мейнстримном кино, а еще ради отличного юмора и теплых пейзажей Испании.
5 место. «Быстрее пули»
Режиссер – Дэвид Литч.
Веселый комедийный боевик, где практически на всех ролях звездные актеры. Картину собрали авторы «Дэдпула» и «Джона Уика», и их особый почерк тут виден уже с первых нот. В фильме есть и отличные бои, и перестрелки, и множество забавных персонажей, некоторые из которых умирают аж по несколько раз за фильм.
Завязка сюжета тоже одновременно простая и гениальная. Наемный убийца в исполнении Брэда Питта садится в скоростной поезд «Токио – Киото», чтобы забрать там некий важный кейс. Но уже совсем скоро узнает, что состав буквально нашпигован его коллегами. И их задания тесно связаны друг с другом.
Ради чего стоит смотреть этот фильм? Ради забористых драк, перестрелок и веселых персонажей, которые то дружат, то пытаются убить друг друга.
4 место. «Невидимый убийца»
Режиссер – Чо Ён Сон.
Врач городской больницы отправляется на смену и вдруг узнает, что на операционном столе оказался его собственный сын. У мальчика отказывают легкие. Но на этом череда трагических событий только начинается. В тот же день от похожих симптомов умирает жена главного героя. Судя по анализам, болезнь развивалась уже больше года, но врач готов поклясться, что еще совсем недавно никаких симптомов у женщины не было.
Главный герой начинает расследование и скоро узнает, что похожие случаи внезапного отказа легких уже несколько лет диагностируют по всей Корее. «Невидимым убийцей» оказывается средство для увлажнителей воздуха от международной корпорации «О2». Родственники пострадавших объединяются вместе, чтобы добиться правды в суде. Но против них будет чудовищная машина, включающая лучших адвокатов, купленные лаборатории и даже коррумпированных сенаторов.
Картина Чо Ён Сона рассказывает о реальном судебном процессе, который был окончательно завершен только в 2020 году. Тогда популярное средство для увлажнителей погубило сотни женщин и детей по всей Корее.
Ради чего стоит смотреть этот фильм? Ради внезапных поворотов сюжета, мощной социальной драмы, от которой у меня постоянно стоял ком в горле, а еще ради того, чтобы лучше понять Южную Корею – страну, где женщины помешаны на чистоте, а мужчины целыми днями работают.
3 место. «Удачи тебе Лео Гранде»
Лучший ромком года и просто необычная лента, об отношениях между пожилой женщиной и молодым жигало. Почти 90% фильма проходит в одном отельном номере, поэтому картина местами сильно походит на театральную постановку.
Сюжет истории прост: 60-летная женщина по имени Нэнси похоронила мужа, воспитала двух детей и вдруг поняла, что никогда не жила по-настоящему. За всю жизнь у нее был только один мужчина, да и в постели с ним она никогда не испытывала удовольствия.
Чтобы исправить это бывшая учительница собирает последние деньги и связывается с молодым жигало Лео Гранде. Сначала фильм кажется романтической комедией, но потом в нем появляется второе дно. И легкая история о двух совершенно разных людях превращается в тонкую драму о принятии себя и упущенном времени.
Ради чего смотреть этот фильм? Ради удивительной Эммы Томпсон, которая здесь настолько очаровательна, что в нее сложно не влюбиться.
2 место. «Решение уйти»
Режиссер – Пак Чхан Ук.
Высоко в горах найдено тело мужчины. Вдова погибшего сотрудничает со следствием, но чем дальше продвигается расследование, тем больше улик указывает на нее. Дело раскрыто, но девушка и главный детектив начинают сближаться. Он понимает, что она – убийца. Но вместе с тем бесповоротно влюбляется в нее.
Картина получила приз в Каннах, была номинирована на Золотой Глобус и, скорее всего, будет представлять Корею на Оскаре. Фильм тонко балансирует между детективом и мелодрамой, превращаясь в очень красивую и нетривиальную историю о смерти и невысказанной любви.
Ради чего смотреть этот фильм? Ради магнитической режиссуры и тонких полунамеков, в которых раскрывается очень нежная история о странной любви.
1 место. «Все, везде и сразу»
Режиссеры — Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт.
Самый яркий, трогательный и по-хорошему сумасшедший фильм года. Работница прачечной по имени Эвелин получает доступ к умениям и воспоминаниям разных версий себя в бесконечном множестве параллельных вселенных. Она приобретает особую суперсилу, а вместе с тем узнает, что тайная сущность по имени Джобу Тупаки, хочет уничтожить ее и весь мир.
Авторы ленты методично выстраивают свою мультивселенную, развешивают чеховские ружья и обозначают конфликты внутри одной конкретно взятой семьи, чтобы в конце просто сбить зрителей с ног неожиданной эмоциональной развязкой. Под маской фантастического боевика скрывается очень трогательная семейная драма о женщине, которая пытается выстроить отношения с дочерью, мужем, отцом и ненавистной работницей налоговой службы.
Фильм получил награду Сатурн, премию «Выбор критиков» и скорее всего, будет одним из фаворитов на Оскаре и Золотом глобусе. Для меня это однозначно лучший фильм года. Когда я вспоминаю некоторые моменты из этой ленты, у меня до сих наворачиваются слезы на глаза.
Ради чего смотреть этот фильм? Чтобы плакать, смеяться и увидеть наконец, насколько многогранной может быть одна конкретно взятая лента. Это и супергеройский боевик, и семейная драма, и абсурдная комедия в одном флаконе.
PS
А какие фильмы вы считаете лучшими в ушедшем году. Оставляйте свои подборки в комментариях. Может я все-таки забыл кого-то?
Каралiна
11.01.2023 — 19:36
Спасибо за подборку. Взяла себе несколько фильмов на заметку. «Решение уйти» мне тоже очень понравилось)
AntonBaradachou
11.01.2023 — 19:38
Приятного просмотра)
Олег Турков
11.01.2023 — 19:37
Хорошая подборка. Спасибо. Но должен отметить один нюанс: «Главная роль» — это фильм 2021 года.)
AntonBaradachou
11.01.2023 — 19:40
Да, я знаю. Тут как посмотреть. «Главная роль» была представлена на фестивале (в Венеции, насколько я помню) в середине 2021 года. Но ее выход в широкий прокат состоялся 25 февраля 2022 г. Первая страна, где фильм показали в кинотеатрах — это Уругвай. Там картина появилась на экранах 15 января 2022. Я специально на Кинопоиске проверил.
Олег Турков
11.01.2023 — 19:42
;))) Основательно вы к вопросу подошли)) А вообще хорошая лента. Мне тоже понравилась Пенелопа с небритыми подмышками))
AntonBaradachou
11.01.2023 — 19:44
Мы с Таней тоже очень смеялись. Очень необычная лента. Мне еще запомнилось, что 90% фильма идут вообще без какого-либо саундтрека. Только звук шагов, эхо и разговоры через пылесос)
Ольга
12.01.2023 — 09:37
Спасибо за наводки, обязательно посмотрю большинство точно. А то часто стоит вопрос — что же посмотреть? Очень вы классно даёте аннотацию! ?
AntonBaradachou
12.01.2023 — 18:22
Спасибо, Ольга. Приятного просмотра) Если есть особые пожелания по жанрам — пишите. Постараюсь вам отдельно что-то посоветовать)
Татьяна
12.01.2023 — 23:16
Спасибо, Антон, буду находить время, чтобы посмотреть. Отличная подборка, на мой взгляд
AntonBaradachou
13.01.2023 — 17:04
Спасибо и Вам, Татьяна)
Сауна для отмороженных
24.01.2023 — 17:02
Удивительно, но во всем совпало с автором, кроме того, что не смотрел «Нет» и «Банши», а вот с первым местом не сошелся. Мне показался фильм, каким-то, набором банальностей, ну пара-тройка остроумных гэгов, но в остальном, какая-то «мешанинка» суетливая. Нет и Банши обязательно посмотрю!
AntonBaradachou
24.01.2023 — 17:10
Сауна для отмороженных, Сауна для отмороженных, это действительно удивительно, так как в этой подборке есть целый ряд не самых популярных фильмов. Например, «Невидимый убийца». Другой корейский фильм — «Решение уйти» — хорошо прошел по фестивалям. А вот «Невидимый убийца» во многом остался незамеченным. Наверно, мы с вами единственные, кто его посмотрел)))
ПС. У фильма «Нет» есть одно удивительное свойство — неправильное позиционирование. Это не фильм ужасов, хотя он позиционировался как таковой. И это не фильм про НЛО, хотя местами кажется, что все дело в этом. Держите это в голове, когда будете смотреть. Это именно кино об отношениях людей с животной природой. А еще об алчности и погоне за вирусным контентом.
Сауна для отмороженных
26.01.2023 — 18:22
я корейцев то же не смотрел, просто как то они выпали из контекста.
AntonBaradachou
26.01.2023 — 18:25
Решение уйти шикарен. Невидимый убийца — очень хорош. Корейский кинематограф — вообще очень самобытная вещь. Там всегда в основе фильма — сценарий и интересный сюжет, а не спецэффекты или какие-то технические изыски.
Татьяна Прокофьева
24.01.2023 — 17:08
Очень интересный обзор, всё коротко и по существу!
Из вашей 10-ки смотрела только «Банши Инишерина», вскользь упомянутый и не вошедший в ваш топ фильм Спилберга «Фабельманы» и пыталась посмотреть «Всё, везде и сразу».
Последний, упомянутый мною (ваш the best of the best)) — очевидно, моего ума не хватает на такой фильм- аллегорию, признаю... Меня не хватило и на полчаса... Но ваша рецензия сподвигла меня на вторую попытку, кою я сегодня же и намереваюсь предпринять.
«Фабельманы» — неплохой байопик легендарного режиссера, но фильм на раз, никакой художественной ценности он не представляет (это только моё мнение).
А вот «Банши Инишерина» обожаемого мною Мартина МакДоны просто потряс меня. Что меня в нём потрясло? — уже писала под двумя обзорами, поэтому просто скопирую свой текст:
«Фильм потрясающий, но очень тяжелый — во время просмотра не могла сдерживать эмоции, ибо в моей жизни были ситуации, когда я чувствовала себя то Подриком, то Колмом (теперь можно так классифицировать)) — была подруга детства (с 12 лет), которая неожиданно, безо всяких на то причин (как мне кажется) стала избегать меня, а я вела себя точно как Подрик, и в итоге она открыто послала меня. Правда, спустя пару лет она сама извинилась передо мной, и сейчас мы вроде как общаемся, но я с тех пор отношусь к ней с недоверием и опаской повторения того случая.
А есть так называемые подруги, с которыми и поговорить то не о чем, только о погоде и рецептах — и послать их открытым текстом неудобно, а так хочется!
Думаю, у многих в жизни бывали подобные ситуации, не настолько трешевые, как в фильме, ну так это же кино!»
И ещё — вы уж простите меня, я отсталый элемент, возможно, чего-то не понимаю — но меня просто убивают наповал неологизмы — «режиссёрка», «авторка» и им подобные... При вашем отличном стиле письма одно слово меня чуть не отвратило от дальнейшего прочтения. Опять же — это только моё сугубо личное мнение.
AntonBaradachou
24.01.2023 — 17:09
Татьяна Прокофьева, спасибо за такой развернутый комментарий. Мне было интересно его прочитать. Насчет фильмов... «Невидимый убийца» тоже разгоняется понемногу. Первые полчаса я хотел выключить. Но к концу у меня аж слезы навернулись на глаза. «Все везде и сразу» тоже набирает обороты постепенно. А что касается «Режиссерки»... Мне кажется это слово очень хорошо подходит героине Пенелопы Круз. Она по фильму довольно нетривиальная личность.
И еще... Насчет пересматривания. Если не понравился фильм — ничего. Это ваше время и ваши личные вкусы. Может, лучше попробуйте посмотреть «Решение уйти». Это намного более классическая лента, как в плане сюжета, так и в плане стиля повествования.